На картинке 1 «Анжелюс» Жан-Франсуа Милле (1857-1859). Сальвадор Дали перерисовывал ее около 60 раз.
Картина называется по первым словам молитвы католиков, которую они читают трижды в день. Судя по солнцу, на картине 18-00, и в церкви вдалеке зазвонили колокола. В свое время «Анжелюс» была очень популярна, репродукции висели в каждом французском доме. Торговалась она на уровне самых дорогих картин мира. Но привлекло Дали не это.
Он писал, что чувствует в изображенных людях какую-то непонятную печаль. Что картина наводит на него беспричинный страх, даже ужас, причем с детства.
Сначала он грешил на фрейдизм, эдипов комплекс, женщину как самку богомола, вилы как символ эрекции и прочие забавные вещи. Потом Дали заплатил Лувру за рентген работы, и оказалось, что изначально вместо корзины был изображен младенческий гробик. То есть, родители молятся за своего ребенка перед тем, как похоронить его. Так как младенца не успели покрестить, кладбище для него закрыто, остается зарыть гробик прямо в поле.
Это так впечатлило Дали, что он написал сначала статью, а потом целый ряд работ по мотивам «Анжелюса». Тем более, что самого Сальвадора назвали в честь брата, умершего во младенчестве. Он очень переживал это впоследствии. Несколько работ Дали на тему «Анжелюса» на картинках 2-4.
Вообще, Жан-Франсуа Милле повлиял на очень многих. Ван Гог практически учился у него писать. Оба «Жнеца», про которые я рассказывал недавно, сделаны по мотивам Милле (картинки 5 и 6). Или «Сеятель» (картинка 7), предтеча многочисленных сеятелей Ван Гога. По картине «Человек с мотыгой» (8 картинка) было написано классическое американское стихотворение. Марк Твен написал про Милле пьесу. Не удивляйтесь популярности художника в Америке - туда было куплено довольно много картин Милле, видимо, из-за протестантского духа и гимна труду. А пейзажи типа того, который на картинке 9, вдохновляли в рисовании Нормандии Клода Моне и Жоржа Сёра.
По-моему, этот художник классическая иллюстрация принципа «Нормально делай - нормально будет». Кстати, жизнь его это доказала. Всё потому, что из наших, из крестьян. И на десерт его самая, пожалуй, известная работа «Собирательницы колосьев» (картинка 10). Про женщин, собиравших на полях выпавшие колоски после уборки урожая богатых соседей. Надеюсь, это не она вдохновила нашу советскую юстицию на «закон о трех колосках».