Кориолан/2011

Feb 14, 2012 14:50

Он теперь крылат и ползать больше не будет!

Я плохо пишу о кино, а о тех фильмах, которые меня особенно зацепили - вообще не умею. Но это как с людьми без слуха - им хочется петь вопреки природе. Вот и повод есть: до России наконец-то добрался "Кориолан" - режиссёрский дебют моего любимого Рэйфа Файнса. Положа руку на сердце, признаюсь, что если бы он не был причастен к созданию картины - вряд ли бы я заинтересовалась этой трагедией Шекспира. Зачастую главное значение при выборе фильмов для меня имеют именно любимые актёры-режиссёры-сценаристы, только затем перипетии сюжета. Вероятно, я упускаю что-то важное и хорошее из-за такого подхода. Но так сложилось.

Мне хотелось посмотреть этот фильм именно на большом экране. Чтобы честно. Чтобы скромные кассовые сборы ещё на чуточку, на крупицу стали больше. Мне хотелось посмотреть этот фильм на языке оригинала, чтобы слушать и слышать. Это было неимоверно тяжело. Если современный английский ещё хоть как-то поддаётся мне, то язык Шекспира - высокий, метафоричный, безумно красивый - ласкает слух, но совершенно непонятен. Субтитры, конечно, были в помощь.

Итак, история о легендарном римском полководце Гае Марцие Кориолане перенесена в наше время, но герои говорят на языке Шекспира. Такой контраст - нередкий приём в кино, но я бы не назвала очень удачными большинство предыдущих проектов. Другое дело, попытка Рэйфа Файнса осмыслить эту трагедию. Гай Марций - доблестный воин, бесстрашный, могучий, гордый. Он не проиграл ни одного сражения, всегда возвращается со щитом. После очередной победы под давлением матери и друга Менения он решает баллотироваться на пост консула. Но подлые трибуны, понимая, какая участь их ждёт, настраивают народ против него. Несгибаемость Кориолана, его прямота, гордыня, нежелание переступать через себя играют им на руку. А манипулировать толпой, что в те далёкие времена, что сейчас - легко... Мгновенно из народного героя Гай Марций превращается во врага народа и изгнанника. Он ищет помощи у своего непримиримого противника - военачальника народа вольски Афидия, над которым всегда одерживал победы. И... получает её.


Одна из сильнейших сцен фильма - мать пришла молить о пощаде для Рима у своего разгневанного, одержимого местью сына... Удивительно, как даже стоя на коленях, она твёрда и решительна. Любила его больше жизни и пожертвовала им ради страны. Безжалостный воин склоняется перед слезами женщины...
О мать,
Что сделала со мною ты! Взгляни,
Разверзлось небо, и со смехом боги
На зрелище неслыханное смотрят.


Тщеславную, деспотичную мать Кориолана сыграла великая английская актриса Ванесса Редгрейв, кроткую жену - молодая талантливая Джессика Честейн, заклятого врага - суровый Джерард Батлер, похожий на своего Леонидаса из "300 спартанцев". Все на своих местах, все очень хороши, но Файнс здесь просто недосягаем. Я считаю, что эта одна из сильнейших актёрских работ Рэйфа, которую можно поставить в один ряд с Амоном Гётом из "Списка Шиндлера".

Дебют получился ярким и смелым. Конечно, не без недостатков, к которым я бы отнесла излишнюю театральность некоторых сцен и не самую лучшую операторскую работу... Сам же режиссёр отмечал острую нехватку съёмочного времени из-за которой качество фильма могло пострадать. Но в итоге - это очень достойное кино. И теперь я уже буду с нетерпением ждать новых работ режиссёра Файнса.

P.S. Финальные секунды - потрясли. Такой великий воин... Так буднично...

Под впечатлением, КИНО, Великие, Мужчины, ФАЙНС, Аглицкий, ЛЮБОФФФ, Персонажи, Радуюсь!

Previous post Next post
Up