Похоже, тема санкций, возможного ограничения поставок высокотехнологичной продукции западного производства, и в целом вопрос доли импорта и его замещения в российской авиастроительной отрасли становится всё острее. По крайней мере, оптимистично буркнуть в микрофон очередного настырного журналиста о том, что "дорогая маркиза, у нас все замечательно, а полыхающая крыша дворца не стоит вашего драгоценного внимания" уже как-то не получается.
Свежеопубликованный ежеквартальный отчетец "Гражданских Самолетов Сухого", по крайней мере, оставляет именно такое впечатление.
Во-первых, обновим график динамики изменения доли импорта в структуре поставок комплектующих в адрес ГСС. По итогам шести месяцев доля импорта составила 75% и повторила результат первого квартала. Получается очень высокий показатель на протяжении двух кварталов подряд, что в ретроспективе выглядит не слишком типично. Похоже, ГСС в первом полугодии массово затаривается иностранными комплектующими "про запас". И это само по себе примечательно.
Во-вторых, отмечу, что ГСС наконец-то положила конец. На длящийся годами холивар о том, как считать двигатели самолета - за российское изделие или за импорт? Товарищи, я вас поздравляю, ГСС официально черным по белому написало, что проводит двигатели как импортное изделие, со всеми вытекающими.
В-третьих, в отчете впервые появилась табличка оценки санкционных рисков на поставки и использование в производстве "Суперджета" продукции американских и европейских фирм. Оптимистично заявляется, что на данный момент санкции не влияют на текущую деятельность ГСС. Тем не менее, перечисленные теоретически возможные негативные последствия при ужесточении санкций, вкупе с обозначенной выше тенденцией на активное затаривание импортной комплектацией, явственно намекают нам, что у кого-то начинается жим-жим.
Кстати, из возникновения темы санкционных рисков уже выплывает первое абсолютно реальное последствие - похоже, что поставок SSJ-100 гос.заказчику (МО, МЧС, ФСБ, УДП) больше не будет ни под каким соусом. Напомню, что Управление делами президента после долгих отбрыкиваний в конце 2014 таки согласилось выкупить пару Суперджетов в варианте "бизнес-джет". Главная проблема "Суперджета" в этом отношении - все та же импортная составляющая: гос.заказчик очень скептически относится к эксплуатации машин с иностранной начинкой, и, как оказывается, не зря. Таким образом, в настоящий момент государевы службы попали в забавное положение - отечественный Ту-334 затоптан в могилу, украинско-российский Ан-148 по понятным причинам - всё, а SSJ-100 с риском попасть под санкционные ограничения взять уже просто не получится. То есть машины регионального класса на замену древнему как говно мамонта Ту-134 не было, нет и не будет. Замечательный итог развития авиаотрасли эпохи десятилетия Погосяна.
В заключение, запишем для памяти любопытные данные из упомянутого в аудиторском заключении бизнес-плана ГСС (по состоянию на середину 2015 года) по поставкам "Суперджетов" в будущем:
[планы выпуска SSJ-100 2015 года издания]"Прогнозные денежные потоки для проведения теста на обесценение за период 2015-2017 годов основаны на среднесрочном бизнес-плане, обновленном в январе 2015 года. Прогнозные денежные потоки на период 2018-2051 годов основаны на долгосрочном бизнес-плане, подготовленном для всей программы SSJ-100. ... Объем продаж. Общий объем продаж воздушных судов до 2051 года составляет 765 штук. В 2015, 2016, 2017 годах Группа /ГСС и дочки - прим.моё/ планирует продажу 36, 47, 50 штук соответственно.
и обновим график, иллюстрирующий исполнение заявленных ранее планов: