Сущность человека по Марксу

Aug 09, 2016 16:52



Мы много говорим о необусловленности человека внешними обстоятельствами. Решила вот собрать, что именно на эту тему говорил Карл Маркс. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс довольно подробно писал о том, как он видит человеческую сущность. Частную собственность он собирался уничтожать именно для того, чтобы вернуть человеку эту сущность, ибо  при капитализме человеческая сущность отчуждена от человека.

Маркс писал  о родовой человеческой сущности как о свободной сознательной деятельности. В отличие от животного, которое «тождественно со своей жизнедеятельностью» и «не отличает себя от своей жизнедеятельности», человек «делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания». «Его жизнедеятельность сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности.  Именно лишь в силу этого он есть родовое существо.» То есть мы видим, как Маркс пишет о том, что человек не определяется  своей жизнедеятельностью, а действует сознательно по собственной воле, и именно это является его родовой сущностью, отличием человека от животного.

В отличие от животного, которое что-либо производит только под действием физической потребности, человек способен производить что-либо, будучи свободен от физической потребности, и именно поэтому Маркс считал, что в переработке предметного мира человек утверждает себя как родовое существо, что производство есть его родовая деятельность, и что природа оказывается произведением человека и его действительностью. А значит, отчуждение труда (отчуждение и самого процесса труда, то есть его деятельности, и продукта этого труда, то есть результата деятельности) является отчуждением от человека природы, отчуждением от человека его родовой жизни, отчуждением его родовой сущности. Дальше  Маркс приходит к выводу: «Вообще положение о том, что от человека отчуждена его родовая сущность, означает, что один человек отчужден от другого и каждый из них отчужден от человеческой сущности». Именно поэтому Маркс видел в коммунизме способ не «отнять и поделить», как любят искажать его мысли либералы, и не «сделать всех счастливыми и богатыми», как пытаются преподнести коммунизм бывшие советские начетчики, а способ возвращения человека к самому себе: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному».

философия, Маркс, человек

Previous post Next post
Up