На конференции «Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества во время обсуждения доклада Елены Кавериной «Культурно-исторический опыт событийных коммуникаций: от традиционализма к модернизму» (СПб, 28 октября 2015г.) прозвучала очень интересная мысль.
Доклад касался событий, создаваемых как средство коммуникации и объединения людей. Так вот, при обсуждении поднялась тема подлинности и фальши. Станет или нет искусственно созданное событие объединяющим, зависит от того, насколько отзовется на него народ. Во время обсуждения присутствовавшие в зале сравнили два события - народные гуляния в День России и шествие Бессмертного полка в День Победы. Первое, несмотря на название, воспринимается как обычное развлечение в выходной день, тогда как второе событие удивительным образом воплотило единство народа. День независимости от самих себя, от своих родственников, оказавшихся за рубежом, не может стать объединяющим событием, сколько бы ни было украшений, концертов и конкурсов. А благодаря действительно общему празднику Победы, замешанному на подлинном братстве, шествие вылилось в эмоциональное, метафизически сильное действо, сметающее преграды одиночества и отдельных ячеек общества. Как прозвучало на конференции, люди неглупы - они прекрасно понимают силу воздействия нынешних средств информации. И они не хотят быть объектами манипуляции. Они понимают технологии, с помощью которыми людьми можно манипулировать, и научились эти технологии нейтрализовать. Люди чувствуют подлинность и фальшь.