Части:
первая,
вторая.
ОПЯТЬ СОЮЗ С ТУРКАМИ И КРЫМЧАКАМИ
По здравомыслию на этом эта история должна была закончиться. Однако, гонорливая польская шляхта жаждала мести и наказания бунтаря-предателя Хмельницкого, не ожидая новых неприятных «приключений» от этой истории. В январе 1649 года в Кракове на очередное заседание собрался Сейм, который не поддержал Яна Казимира в его примирении с Хмельницким и не согласился на относительный суверенитет гетманства в составе Польши, решив силой восстановить унитарность польского государства и наказать бунтаря. Магнаты и шляхта решили после посевной собрать новую армию и двинуть её назначенного королем гетмана.
Хмельницкий, как опытный военноначальник, не стал ждать пока соберётся многочисленная шляхтская армия, и, как и раньше - решил завладеть инициативой и атаковать первым. Собрав 70-тысячную армию, он написал примирительное письмо о военной помощи турецкому султану, отправил гонцов и с нетерпением стал ждать прихода иностранной подмоги. Ждать в те времена приходилось долго. Не дождавшись султана, Хмельницкий осадил лагерь формирования польской армии в городке Збараж, отрезав его от воды и продовольствия. Вскоре на выручку своей армии пришёл польский король со своей гвардией, и 5 августа 1649 года началась большая сеча.
Первый день битвы не выявил явного перевеса одной из сторон. На второй подошёл султан Ислам Гирей с большой армией, - и всё стало понятно.
ОПЯТЬ МИР С ПОЛЬСКИМ КОРОЛЕМ
В этой ситуации отсроченной победы Хмельницкий опять сильно удивил своих соратников и союзников - согласился на предложение польской стороны о перемирии. В результате переговоров в комфортной ситуации казаки выторговали у польского короля ряд уступок, которые были закреплены в соглашение - «Зборовский трактат», по которому оставшиеся в живых после казацких погромов евреи и шляхта, принявшая сторону короля, выселялись-изгонялись с казацкой территории, и впредь им было запрещено там селиться.
Кроме этого, Ян Казимир был вынужден поставить на денежное довольствие в реестр польского войска вместо 6 тысяч - 40 тысяч казаков. Но при этом польский король сделал коварный дипломатический маневр: понимая, что туркам стоило немалых трудов и затрат чтобы добраться до Польши… - и они не могли в создавшейся ситуации возвращаться с пустыми руками, а у Хмельницкого в казне было пусто, Ян Казимир провёл тайные переговоры с султаном, которому в результате сделал щедрый и циничный подарок - отдал на разграбление («возьми всё - что сам возьмёшь») территорию, занятую казаками Хмельницкого. И турецкая армия начал тотальный грабёж Украины, уводя в рабство крестьян и казаков. Многие тысячи из которых стали убегать со своими семьями от этого кошмара на север - в южные области России. Украина стала выжженной, вытоптанной и безлюдной… во главе с Хмельницким и его реестровой армией, которую крестьяне, «чернь» уже ненавидела.
Власти Польши ничего не предпринимали более года, после чего воинственный польский Сейм сделал очередной реваншистский сюрприз - вновь не утвердил замечательный для казаков Хмельницкого Зборовский договор. Это означало, что польская элита и вскоре опять соберёт новую армию против «внутренней болезни» в виде Хмельницкого.
Что ему в этой ситуации оставалось делать? Опять обращаться за помощью к султану не мог, ибо на этот раз это вызвало бы шквал недовольства со стороны народа. А следящий за ситуацией султан Исмаил Гирей в середине 1650 года прислал дружеское посольство с символическим дарственным кафтаном и с соблазнительной грамотой, в которой призывал Хмельницкого и казаков стать вассалом Османской империи, и в этом случае брал их под свою защиту, покровительство.
Хмельницкий попал в неудобное положение. Народ точно не понял бы его переход «под султана» после того, что натворили турки.
В дипломатичной форме Хмельницкий выскользнул из кафтана султана и сделал оригинальный ход - пригласил трансильванского князя стать королём Украины. Несмотря на звучный титул, трансильванец не захотел попасть под удар между Польшей и Османской империей.
Следующий маневр Хмельницкого привёл его на юго-запад. Молдавский князёк Лупул был слаб, но в какой-то мере он мог усилить Хмельницкого, который предложил Лупулу поженить своего сына Тимошу на его красавице дочери. Но Лупул или его дочь отказались от столь лестного предложения.
ПОПЫТКА ПЕРЕХОДА В РОССИЮ
Ничего иного Хмельницкому не оставалось, как обратиться за помощью к московскому царю Алексею Михайловичу Романову. При этом хироумный гетман понимал, что уговорить царя просто ради добычи идти войной на Польшу, как он уговорил когда-то султана, не получится, ибо за последние 200 лет Россия навоевалась с Польшей «до сыта»: от Ливонской войны до выдворения из Кремля, до сих пор Смоленск был польским городом. Поэтому в конце 1650 года Хмельницкий предложил А.М. Романову максимум, что мог - отдаться полностью, перейти «под московского царя» со своей территорией.
Он был уверен, что соблазнённый «прибавлением земель и народа» московский царь согласится, и пришлёт ему в защиту свою армию, в защиту уже своей территории.
Поскольку вопрос очень важный, в том числе и с большой вероятностью очередной войны с Польшей, в Москве решили весьма разумно - посоветоваться с народом. И 19 февраля 1651 года по этому вопросу в Москве созвали Земский собор. На котором пришли к взвешенному выводу - не стоит, авантюрно, хлопотно, опасно. Но, чтобы соблюсти приличия политеса, по совету церкви в защиту прав православных верующих отправили к польскому королю посольство во главе с боярином Репиным- Оболенским, который безуспешно пытался уговорить польского короля и магнатов «ратифицировать» Зборовский договор в обмен на дальнейшие миролюбивые отношения с Россией.
В итоге Б.Хмельницкий оказался наедине с польской шляхтой. Но ему повезло, - в Польше армию против него не собирали, потому что именно в этот период шляхта была занята внутренними склоками. Поскольку не все признали польским королём Яна Казимира, часть магнатов и шляхты желала видеть польским королём представителя шведской династии.
Поняв слабость Польши, Хмельницкий разухарился - и даже стал пугать захватом Варшавы и Кракова, но один, без турок и татар или русских идти не решался. Инициативу проявили другие силы, - из Греции в Киев к Хмельницкому прибыл митрополит Иосаф. К удивлению многих, он привёз «святой» меч - освящённый в Иерусалиме на Гробе Господнем, и в торжественной обстановке опоясал им Хмельницкого, призвав его идти войной на польского короля. И патриарх из Константинополя прислал с послом свою грамоту, в которой также поддерживал идею «крестового похода» против католиков.
Таким образом, в глобальной мировой политике тех времен религиозные политики решили использовать Хмельницкого в своих целях. Время для удара по католикам было удобное, так как - тогда в Европе католичество потрясала волна реформации, протестантства, а Польша оставалась одним из немногих оплотов католичества, хотя в районах, граничащих с Пруссией и Лифляндией, некоторые шляхтичи уже стали переходить в лютеранство. Ватикан также не отличался особым милосердием и христовой любовью к православным, пытаясь маневрами с Унией (Брестская Уния 1596 года) подчинить их себе.
Хмельницкий колебался, не соглашаясь на воинственный проект иерарха из Константинополя. К тому же, православный митрополит Киева Сильвестр Коссов (выходец из польской шляхты) был категорически против религиозной войны, и ратовал за мирные переговоры. Но константинопольские воинственные иерархи решили помочь Хмельницкому решиться, и наладили переговоры с обиженным на него турецким султаном, чтобы уговорить его в очередной раз помочь своей армией.
Одновременно, из Афонского монастыря прибыла большая «группа монахов поддержки», которые разбрелись по хуторам и станицам, и стали агитировать народ за войну. Несмотря на убедительность этих религиозных политработников - «за веру и Бога!», - крестьяне и казаки не проявили большого желания связываться с Хмельницким.
Однако вскоре Хмельницкий узнал, что в Польше ситуация стабилизировалась и польский король и Сейм стали собирать против него армию.
ОПЯТЬ СОЮЗ С ТУРЕЦКИМ СУЛТАНОМ
Хмельницкий стал спешно агитировать казаков, а к турецкому султану с извинениями и многочисленными обещаниями срочно послал посольство во главе с полковником Ждановичем. Султан простил неверного и опять дал ему в помощь крымского хана с армией. Хмельницкий решил повторить свой удачный манёвр на упреждение под Збаражем - и ударить по лагерю формирования польской армии, который располагался у городка Берестечко.
Но в истории идеальные повторы бывают редко. Кроме того, пришлось неприятно долго ждать подхода крымского хана. При этом и поляки извлекли из предыдущих ошибок выводы и хорошо приготовились к встрече.
Одновременно стало известно о супружеской измене его любимой жены Елены, из-за которой начался конфликт Хмельницкого с властями Польши. В результате Хмельницкий повесил обоих любовников.
Под Берестечко 19 июня 1651 года началось грандиозное сражение, жестокая сеча шла три дня. После двух дней кровопролитного сражения начал проявляться перевес польской стороны. Особенно большие потери понесли татары, был убит друг и старый соратник Хмельницкого мурза Тугай-бек. Татары посчитали это дурным знаком, и на третий день, в самый разгар сражения, не выдержали натиска поляков, дрогнули и бросились бежать с поля боя, внеся заметное расстройство в рядах казаков.
Продолжение следует.