Случайность / театр post /

Feb 05, 2020 16:12


UPD Текст неожиданно пошел дальше, отредактирован, спасибо редакции  «Colta», исправлена неточность, опубликован, читайте здесь: https://www.colta.ru/articles/theatre/23661-sluchaynost-teatra-post-v-galeree-anna-nova-i-formula-organicheskogo-teatra

Премьера «Случайности» группы «театр post» игралась в Мультимедиацентре Русского музея, мой январский спектакль - в пространствах галереи AnnaNova. Время и место оказались волшебно-удачны, многое совпало как на заказ. Кроме того, что AnnaNovaсистемно работает с science-art, кроме того, что двухуровневая площадка легко встраивается в символический ряд спектакля, так еще и немультимедийная часть выставки Анастасии Потемкиной, открытой в то же время в галерее и на фоне которой происходит ожидание начала спектакля, выглядит сочиненной именно для «Случайности» декорацией. В условном фойе - первом выставочном зале галереи - ряд зеркал, с нанесенными на них «углеродными» шестиугольниками и графическими формулами неорганической материи - те самые СH1-C2H6 и т.д., которые большинство из нас читать не умеют, но в качестве знака органики считывают так же одномоментно, как E=mc2 - в качестве маркера некой относительности с путанной седой шевелюрой. Что кстати - так как книги Александра Маркова «Эволюция» и «Рождение сложности», на основе которых сделан спектакль, такие формулы содержат. Книги, и об этом необходимо сказать, о рождении жизни как химического феномена, о первых этапах эволюции. Главное же, что нашел для себя здесь автор пьесы - попытка Маркова наглядно объяснить целенаправленность эволюционных процессов, вырастающую из совершенно случайных мутаций. Делает это он на примере трансформации случайного набора букв в заданное предложение. Драматург Екатерина Августеняк, и раньше успешно работавшая в области перевода с человеческого языка на нечеловеческий, инвертирует этот мысленный эксперимент, пытаясь сопоставить процессы абиогенеза и эволюции с законами жизни и искусства.



В импровизированном фойе вам предложат подойти к клавиатуре компьютера чтобы письменно ответить на вопрос - «Как вы стали человеком?». Шаг формальный (логично было бы предложил ответить на тот же вопрос и после спектакля) но годится, чтобы подготовить публику к действиям, «включить» его. На другом экране - ползут титрами ответы зрителей предыдущего представления «Случайности» - в основном попытки отшутиться, среди которых наиболее проимпонировал человечностью и литературностью: «когда мама, воспитывая, говорила: «Я хочу, чтобы ты стал человеком.»

Спектакль принципиально интерактивен, описание - сплошь спойлер, тех, кто собирается, я предупредил.

На входе зрители получают карточки с изображением уникального символа и инструкцией - увидев свой символ на экране генератора случайных последовательностей (первая видеопроекция), он должен подойти к мышке и навести курсор противоположного экрана (вторая проекция) на один из узлов картинки, имитирующей пустую органическую структуру. В узлах появится его персональное слово. Слово надо запомнить и пройти в следующий зал. Пока очередной зритель поднимается на второй уровень (в данном случае это слово более уместно, чем «этаж»), оставшиеся на первом слушают транслируемый через динамики фрагмент текста, написанного Екатериной Августеняк. Его наговаривает за кулисами в микрофон Алена Старостина. Когда доходит очередь до вашего знака, вы подходите к мышке, генерируете свое слово и выходите. Далее, на ступеньках лестницы находите элементы лексикона биолога-эволюциониста, на площадке между этажами - компьютер с наушниками, где сам Александр Марков зачитывает предназначенный только вам фрагмент лекции по эволюции.

Дойдя до второго зала, слышите, в исполнении Иван Николаев финал последнего услышанного вами внизу фрагмента текста пьесы, а после небольшой паузы, полностью - «свой», то есть, спровоцированный к появлению в аудиальном пространстве спектакля вашим кликом мышки.

Прибывает следующий зритель - общее их число ограничено двадцатью тремя - действие повторяется. На третьей проекции в несколько измененном виде отображается структура из слов и линий, что возникала на нижнем уровне. Только здесь, в перерывах между произнесением фрагментов пьесы (назовем это монологами), Иван Николаев прорисовывает на экране (трансляция с его планшета) связи между словами. Последовательность слов задана, и как будто может возникнуть связное предложение. Но получаются абракадабра, хотя набор слов - значимый, сам просится составить из себя весомое высказывание («я», «медленно», «почти не», «иногда», «вспоминаю», «изменяется», «что», «зачем»…).

Почти все сказанное выше - о режиссерском решении Андрея Слепухина. Здесь это сумма решений: пространственного, мультимедийного и коммуникативного. Последнее - самое важное. Коммуникация между двумя исполнителями, между исполнителями и оргтехникой, между девайсами и пространством, между девайсами и девайсами, между всем этим и зрителями - опосредованная и прямая - продумана и проста, она кажется наиболее надежной составляющей, несмотря на элементы случайности и непредсказуемости, и странным образом, не будучи по сути содержательной, именно коммуникация играет смыслообразующую роль так как держит ритм спектакля, создает напряжение самим фактом интерактива, направляет и регулирует передвижение зрителей, меняет их статус. Возникает ощущение, что коммуникация возникает даже поверх всего этого, как бы в чистом, «алхимическом« виде.

Совсем как эволюция.

Теперь о драматургической составляющей. Монологи героев похожи на всхлипы сознания, даже не всплески. Вот сидите вы в филармонии, не захваченные музыкальной материей, и текут мысли по-своему, далеко от кресла, ямы и оркестра. Так и при чтении нонфикшн - ваше воображение не направлено умелой рукой художника слова в путешествие по недостроенным мирам, не следит за поворотами сюжета. И порой в научно-популярной книжке случаются места, на которых ваше сознание цепляясь за бит вдруг показавшейся понятной информации, идет себе дальше само, сравнивает возникшую научную картину мира с бытовой, социальной, личной, производственной, интерпретирует по-своему или просто удивляется. Так читает научпоп «широкий круг читателей», которому он и предназначен. И читателю очень хочется этим удивлением поделиться. Екатерина Августеняк делится.

Текст пьесы растет органически - по крайней мере - производит впечатление почти безрефлексивного. Достоинство и тонкость его в этой сдержанности, в том, что не отходит от своей задачи - передать ощущения человека, читающего сложный научно-популярный текст. Он нейтрален, не сбивается в исповедальность, сюжетосочинение, драматизацию и прочее «очеловечивание». Он остается строго.docпотока сознания. «Случайность» может показаться прелюдией к «Опусу ДНК» (пьесе Екатерины Августеняк, отмеченной на Любимовке в том числе грантом на постановку), побочным продуктом взаимодействия с научпопом. Но по мне, так в «Случайности» больше правды и органики, чем в «Опусе».

Эмоциональная нота прозвучит в финале. Алена Старостина выходит к публике (за кресла), зачитывает выращенный совместными усилиями зрителей и Ивана Николаева текст - несколько недопредложений. После каждого отрывка размер экрана сокращается. В геометрической прогрессии, до точки. Текст приобретает нечитабельные, а затем вовсе исчезающие размеры. И вот тут щемит.

Зрители создают случайную структуру, актер намеренно соединяет вписанные в нее слова в возможную последовательность. Но смысла не возникает. Теперь возможность его исчезает совсем, так и не осуществившись. Рождения сложности, жизни не случилось.

В день спектакля в клубе «Книги и кофе» случилась читка «Опуса ДНК». На моем спектакле случилась еще одна случайность. Один лишний зритель. После того, как лимит зачитываемых фрагментов пьесы был исчерпан, Иван Николаев достал пачку отложенных шпаргалок и выбрал уже читанный текст. Им оказался самый чувствительный фрагмент пьесы - в нем должно фигурировать, но намеренно замято слово «смерть». Что-то катарсическое произошло, но я бы не закреплял.

#science-art, #театрpost, #ЕкатеринаАвгустеняк, #АндрейСлепухин #Любимовка #AnnaNova #ScienceArt

#АндрейСлепухин, #Андрей_Слепухин, #Любимовка, #театрpost, #scienceart, #science, #ЕкатеринаАвгустеняк, theatre, #Екатерина_Августеняк, #annanova

Previous post Next post
Up