Как об стенку горохом-2 или неожиданное продолжение ... ч.2

May 17, 2012 17:49

Продолжение ...
Начало ...


А что же военные? Открываем приказ НКО СССР № 120 от 16.05.1940 года:

"...
Опыт войны на Карело-Финском театре выявил крупнейшие недочеты в боевом обучении и воспитании армии.

Воинская дисциплина не стояла на должной высоте. В отдельных случаях состояние дисциплины не обеспечивало твердого выполнения войсками поставленных им боевых задач.
...
...
Взаимодействие родов войск в бою, особенно в звене рота - батарея, батальон-дивизион, являлось наиболее узким местом.

Основной причиной плохого взаимодействия между родами войск было слабое знание командным составом боевых свойств и возможностей других родов войск.

Пехота вышла на войну наименее подготовленной из всех родов войск: она не умела вести ближний бой, борьбу в траншеях, не умела использовать результаты артиллерийского огня и обеспечивать свое наступление огнем станковых пулеметов, минометов, батальонной и полковой артиллерии.

Артиллерия, танки и другие рода войск также имели ряд недочетов в своей боевой выучке, особенно в вопросах взаимодействия с пехотой и обеспечения ее успеха в бою.
...
...
Командиры не командовали своими подразделениями, не держали крепко в руках подчиненных, теряясь в общей массе бойцов.

Авторитет комсостава в среднем и младшем звене невысок. Требовательность комсостава низка. Командиры порой преступно терпимо относились к нарушениям дисциплины, к пререканиям подчиненных, а иногда и к прямым неисполнениям приказов.

Наиболее слабым звеном являлись командиры рот, взводов и отделений, не имеющие, как правило, необходимой подготовки, командирских навыков и служебного опыта.

Старший и высший комсостав слабо организовал взаимодействие, плохо использовал штабы, неумело ставил задачи артиллерии, танкам и особенно авиации.

Командный состав запаса был подготовлен исключительно плохо и часто совершенно не мог выполнять свои обязанности.

Штабы по своей организации, подбору и подготовке кадров, материально-техническому оснащению не соответствовали предъявляемым к ним требованиям: они работали неорганизованно, беспланово и безынициативно, средства связи использовали плохо, и особенно радио. Информация была плохая. Донесения запаздывали, составлялись небрежно, не отражали действительного положения на фронте. Иногда в донесениях и докладах имела место прямая ложь. Скрытым управлением пренебрегали.

Командные пункты организовывались и несли службу плохо, неумело переходили с одного места на другое.

Боевой опыт не изучался и не использовался. Штабы слабо занимались подготовкой войск к предстоящим действиям.

Управление войсками характеризовалось поспешностью, непродуманностью, отсутствием изучения и анализа обстановки, предвидения последующего развития событий и подготовки к ним. Часто имело место излишнее вмешательство старших начальников в работу младших. Старшие начальники, увлекаясь отдельными эпизодами, упускали управление частью или соединением в целом.

Разведывательная служба организовывалась и выполнялась крайне неудовлетворительно. Разведорганы войсковых штабов, разведывательные подразделения частей и соединений были подготовлены плохо. Войска неумело вели разведку в условиях леса, зимы и укрепленной полосы противника, не умели брать пленных.

Во всех родах войск особенно плохо была поставлена служба наблюдения.

Командование и штабы всех степеней плохо организовали и неумело руководили работой тыла. Дисциплина в тылу отсутствовала. Порядка на дорогах, особенно в войсковом тылу, не было.

...
...
Все эти недочеты в подготовке армии к войне явились в основном результатом неправильного воинского воспитания бойца и командира, ориентировавшихся на легкую победу над слабым врагом и неверной системой боевого обучения, не приучавшей войска к суровым условиям современной войны.

Основные задачи подготовки войск:
..."

В той части приказа, где речь ведётся об основных задачах подготовки войск на летний период обучения сказано следующее:

"...
III. ПОДГОТОВКА ШТАБОВ

1. Подготовка штаба составляет прямую обязанность командира. Каждый командир, начиная с командира батальона, к началу общих учений обязан подготовить свой штаб как орган управления в целом.

Штабную техническую подготовку проводить в часы штабных тренировок, на которую отводить в каждом штабе не менее 2-х часов в шестидневку.

2. Командно-штабные учения проводить вне зависимости от выходов штабов на учения с войсками:
а) со штабами батальонов (дивизионов) - 2 раза в месяц;
б) со штабами частей и соединений - 1 раз в месяц.

3. Продолжительность учений:
- батальона (дивизиона, танкового батальона) - не менее суток;
- полка и соединений - 2-3 суток.

4. Штабы специальных частей (артиллерии, танков, авиации) для практического изучения взаимодействия привлекать на совместные учения с общевойсковыми штабами.

Командно-штабному общевойсковому учению должно в обязательном порядке предшествовать учение штабов специальных частей.

5. Добиться полного овладения СУВ. Строго взыскивать за каждую попытку открытых переговоров.

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА

1. Совершенствование подготовки командного состава в войсках проводить по занимаемой должности, добиваясь отличного выполнения каждым своих обязанностей.

Основой подготовки является отличное знание и умелое применение на практике уставов и наставлений.

2. Повысить ответственность младшего командного состава за подготовку своих подразделений и закрепить его на занимаемых должностях, запретив всякие откомандирования и перемещения.

3. Качество руководства командного состава подготовкой своих частей и подразделений в первую очередь расценивать в зависимости от умения командиров командовать своими подразделениями, особенно в звене рота - взвод - отделение.

4. Основным методом совершенствования начальствующего состава является его самостоятельная работа над собой.

Для этого разгрузить командный состав от всех заданий, не связанных с исполнением прямых обязанностей, обеспечив ему необходимое время для самостоятельной работы.

Командирские занятия проводить только по важнейшим вопросам, направляющим весь ход боевой подготовки подразделения и части и в порядке контроля самостоятельной работы командира:
а) с высшим, старшим и средним командным и начальствующим составом два полных дня в месяц;
б) с младшим командным составом один раз в шестидневку в течение 4-х часов, сверх политзанятий.

5. В командирские занятия включить:
а) марксистско-ленинскую подготовку;
б) тактическую подготовку;
в) стрелковую или специальную подготовку, изучение материальной части, состоящей на вооружении, и овладение СУВ;

г) инструктивные занятия.

6. Политсостав, имеющий военную подготовку, обучать в командовании в масштабе своих частей и подразделений. Не имеющих военной подготовки обучать на ступень ниже.

7. Для углубления знаний, обмена боевым опытом и всемерного оживления военной мысли под ответственность начальников штабов в частях и соединениях организовать доклады и рефераты с целью свободного обмена мнений, проводить беседы по материалам последних войн, технике и тактике иностранных армий, а также по вождению войск.
..."

Источник: РГВА Ф. 4. Оп. 15. Дело 30 Листы 336-356

Как видим о задачах командирской подготовки и подготовки штабов сказанно крайне скупо и это после такой пощёчины в Финляндии!! Чудеса в решете получаются. Однако мне хотелось бы заострить внимание читателя на одной фразе, а именно:

"...
Штабы по своей организации, подбору и подготовке кадров, материально-техническому оснащению не соответствовали предъявляемым к ним требованиям: они работали неорганизованно, беспланово и безынициативно, средства связи использовали плохо, и особенно радио. Информация была плохая. Донесения запаздывали, составлялись небрежно, не отражали действительного положения на фронте. Иногда в донесениях и докладах имела место прямая ложь. Скрытым управлением пренебрегали..
.."

Где то я уже это читал. Вспомнил! Это слова из приказов Ставки, главкома Западным направлением, командующего Резервным фронтом из первой статьи этого цикла. Четыре года до войны долдонили одно и то же, и ещё как минимум полгода в течении войны учили командиров и штабы работать. Хотя как сказал товарищ Сталин "А что значит отсутствие штаба? Это значит отсутствие органа, который и выполняет приказ, и подготавливает приказ. Это очень серьезное дело." Да уж, действительно дело оказалось очень серьёзным. Как в воду глядел. Великая Отечественная заставила прочуствовать всё сказанное на собственной шкуре. Хотя на самом деле уже из приказа № 120 от 16.мая.1940 года видно, что никаких конкретных задач по подготовке штабов не ставилось. исключение составляет п. 5 раздела 3 в котором высказывается  требование об обязательном овладении навыками организации скрытого управления войсками (СУВ). И это пожалуй всё о конкретике. Хотя работа штабов требует гораздо более широкой подготовки, чем обучение скрытым способам управления войсками. Можно конечно списать всё на происки врагов или саботаж высшего военного руководства, однако тут причины по-глубже имеются. Общее название этих причин - непонимание природы современного боя и роли управления войсками в деле достижения намеченных целей и решения поставленных задач. Это простое непонимание. Непонимание советской военной науки, как реализовать на практике теоретические достижения.  Это как с той собакой, которая понимать то понимает, а сказать ничего не может.

Ну и закругляясь, приведу два документа из "Сборника приказов НКО 1937-1941 гг.".
Приказ НКО СССР № 0306 от 6.11.1940 года "О результатах осенних инспекторских смотров штабов и войск ряда военных округов и Дальневосточного фронта":

"Моими заместителями Маршалами Советского Союза тт. Буденным С. М. и Куликом Г. И., генерал-инспектором пехоты генерал-лейтенантом т. Смирновым и его заместителем генерал-лейтенантом т. Антонюком осенью текущего года проведены смотровые учения штабов и войск Одесского, Закавказского, Сибирского, Забайкальского, Прибалтийского военных округов и Дальневосточного фронта.

В результате смотровых учений установлено:
1. Подготовка пехоты в Одесском и Прибалтийском военных округах - низкая, в Закавказском, Сибирском, Забайкальском военных округах и Дальневосточном фронте - посредственная.
В лучшую сторону выделяются: 20 сд ЗакВО и 46 сд ЗабВО.
Основные недочеты в подготовке пехоты:
1) слабо осуществляется разведка и наблюдение за полем боя;
2) не отработаны бой в предполье и техника атаки в глубине обороны;
3) плохо организуется взаимодействие пехоты, артиллерии и танков;
4) не освоено управление взводом и ротой в наступательном бою.
2. Подготовка артиллерии - посредственная; слабо слажены артдивизионы и полки: взаимодействие артиллерии с пехотой в наступлении нарушается в динамике боя.
Минометные взводы и роты в огневой и тактической подготовке добились лишь начальных успехов.
Лучшую слаженность показала на учениях артиллерия 20 сд ЗакВО и 119 сд СибВО.
Основные недочеты в подготовке артиллерии:
1) плохо организуется и ведется разведка и наблюдение в период боя в предполье;
2) передовые пункты батарей и дивизионов в процессе боя отстают от командиров рот и батальонов.
3. Подготовка танковых частей и подразделений в тактическом и огневом отношениях - посредственная. В лучшую сторону выделяются действия огнеметных танков.
Основные недочеты в подготовке танковых частей:
1) неумение взаимодействовать с мелкими пехотными подразделениями в предполье;
2) недостаточно твердое управление командирами взводов своими подразделениями;
3) экипажи танков не обучены наблюдению за полем боя.
4. Подготовка авиации не отвечает современным требованиям.
Авиационные командиры слабо знают тактику наземных войск и не умеют организовать с ними взаимодействия на поле боя.
В лучшую сторону выделяются части 25-й авиационной дивизии ЗакВО; 15-й истребительный и 150-й легкобомбардировочный полки ЗабВО.
5. Подготовка войск связи в Одесском и Прибалтийском военных округах - низкая, в Закавказском, Сибирском и Забайкальском военных округах, а также в Дальневосточном фронте - посредственная.
Основные недочеты в подготовке войск связи:
1) телефонная связь в период боя и предполье работает с перебоями;
2) кабельные линии прокладываются небрежно;
3) светосигнальные приборы используются мало;
4) посыльные для связи подготовлены слабо и используются неумело.
6. Подготовка инженерных частей - посредственная; в лучшую сторону по подготовке выделяются корпусные саперные батальоны.
Недочетами в подготовке инженерных частей является недостаточная грамотность их командиров в тактическом отношении.
7. Химическая подготовка - посредственная.
8. Подготовка командного состава - неравномерная; большая часть средних командиров подготовлена слабо, особенно низкая подготовка у командиров взводов. Подготовка командиров батальонов и полков - посредственная.
В лучшую сторону выделяется подготовка среднего комсостава в частях ЗакВО и в 46 сд ЗабВО.
Основные недочеты в подготовке командного состава:
1) пехотные командиры слабо знают тактико-технические данные специальных родов войск и придаваемых средств усиления;
2) не умеют быстро оценивать обстановку и четко ставить задачи на местности;
3) не умеют организовать разведку и наблюдение за полем боя;
4) не имеют навыков в организации взаимодействия пехоты, артиллерии и танков, а также взаимодействия огня и движения.
9. Подготовка штабов корпусов и дивизий - слабая, особенно плохо подготовлены штабы стрелковых полков и батальонов.
Штабы специальных соединений и частей артиллерийских, танковых и авиационных подготовлены слабо и не слажены.
Во всех штабах плохо организуется разведка и наблюдение за полем боя. Полученные от разведки данные о противнике штабы не умеют обобщать и не делают должных выводов.
Организация взаимодействия родов войск - слабое место для всех штабов.
В лучшую сторону выделяются штабы 25-й авиадивизии и 41-й танковой бригады ЗакВО.
10. Все отмеченные недочеты явились в результате медленного выполнения войсковыми частями моего приказа № 120 и слабой требовательности со стороны военных советов округов.

Приказываю:
Военным советам Одесского, Закавказского, Сибирского, Забайкальского, Прибалтийского военных округов и Дальневосточного фронта в наступающем учебном году заложить твердые основы методики боевой подготовки войск, руководствуясь моей директивой Военному совету Западного особого военного округа (в копии военным советам всех округов) от 27.9.40 г. № 15119 с.
Военным советам остальных военных округов проверить организацию и ход боевой подготовки частей и в случае обнаружения отступления от моих указаний принять решительные меры по поднятию качества занятий.
О результатах выполнения настоящего приказа донести мне к 1 декабря 1940 г.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко"

Источник: РГВА Ф. 4. Оп. 15. Дело 27 Листы 482-483

Приказ НКО СССР № 0360 от 20.12.1940 года "О подготовке войск связи":

"
Проведенные мною и моими заместителями инспекторские смотры войск Красной Армии показали, что подготовка частей связи может быть признана удовлетворительной только в части индивидуальной подготовки некоторых категорий специалистов. Что же касается подготовки частей связи в целом для обеспечения управления, то они в своем большинстве отстают от общего оперативно-тактического роста частей и соединений армии.

Один из основных видов современной связи - радио используется недостаточно. Организация радиосвязи при массовом насыщении радиостанциями, и особенно радиосвязь взаимодействия родов войск, освоена недостаточно. Отсутствует единообразие в подготовке частей связи. Недостаточны практические навыки в работе в сложных метеорологических условиях и ночью. Слабая подготовка специалистов по работе на быстродействующей аппаратуре, в обслуживании коммутаторов большой емкости, в определении и устранении повреждений в аппаратах и на линиях. Линии строятся плохо и небрежно.

Слабо отработаны обязанности должностных лиц: дежурного по связи, начальника узла связи, начальников направлений связи и других.

Командный состав частей связи, как правило, отрывается от тактической обстановки, выполняя свою работу вслепую.

Начальники штабов частей и соединений слабо руководят подготовкой частей связи.

Продолжает иметь место большой отрыв частей связи на различного рода работы, не связанные с совершенствованием их по специальности, и на несение караульной службы.

Приказываю:

1. 1940/41 учебный год сделать годом решительного перелома в подготовке войск связи Красной Армии.

2. Начальникам штабов частей и соединений всех родов войск лично возглавить руководство боевой подготовкой начальников связи и частей связи. Не менее одного раза в месяц начальникам штабов выводить части связи на учение в поле и не менее двух раз в месяц проводить занятия по тактике с основными должностными лицами частей связи по своему плану.

3. Воспретить отрыв частей связи для несения караульной службы и на различного рода работы, не связанные с совершенствованием по специальности, а в гарнизонах, где нет других родов войск, сократить привлечение связистов для несения караульной службы до пределов возможного.

4. Возложить полную ответственность на начальников связи соединений за специальную подготовку частей связи всех родов войск, входящих в соединение (отдельные части артиллерии, авиации, танковые части, ПВО и т. д.), отмечая в аттестациях достижения и недочеты частей связи и ставя от этого в зависимость дальнейшее продвижение начальников связи по службе и повышение в звании.

5. В каждой части связи персонально отработать и держать на особом учете группу командиров связи, подготовленных к исполнению обязанностей дежурных по связи и начальников узлов связи. Весь начсостав линейных подразделений подготовить к отличному выполнению обязанностей начальников направлений связи.

6. Создать в частях связи такие условия боевой подготовки, при которых бы обеспечивалась непрерывная тренировка надсмотрщиков и механиков в обслуживании коммутаторов, переключении проводов, испытании, замене, отыскании повреждений и устранении их.

7. Решительно изгнать из практики работы связистов неряшливость и небрежность в постройке проводных линий связи в полевых условиях. Все полевые линии строить, как правило, с учетом возможного воздействия авиации и танков, артиллерии противника и движения своих подвижных войск и артиллерии.

8. Радиосвязь считать в армии одним из основных средств связи и подготовке радиоспециалистов в 1940-1941 гг. уделить серьезное внимание.

В целях надлежащей отработки вопросов организации радиосвязи и повышения качества подготовки радиоспециалистов ввести в штат Управления связи Красной Армии отдел радиослужбы в составе 6 человек, а в штаты штабов округов и стрелковых корпусов - помощников начальников связи по радио за счет существующей штатной численности Управления связи и отделов связи округов.

9. Начальнику Управления связи Красной Армии:
а) к 1.3.41 г. издать Наставление по службе связи Красной Армии;
б) к 1.1.41 г. разработать правила радиообмена, единые для всей Красной Армии, Военно-Морского Флота и погранвойск НКВД;
в) к тому же сроку организовать тренировочные радиосети отработкой скородействия по радио и применением буквопечатающей аппаратуры по радио;
г) к 1.2.41 г. разработать и дать войскам типовые схемы радиосвязи всех родов войск, обратив особое внимание на связь взаимодействия;
д) к 1.1.41 г. разработать план всеармейских сборов по связи для обработки вопросов организации и использования всех видов связи; е) в 1941 г. провести всеармейское соревнование специалистов связи.

10. Начальнику Генерального штаба Красной Армии организовать контроль и проверку выполнения настоящего приказа и о результатах докладывать мне.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко"

Источник: РГВА Ф. 4. Оп. 15. Дело 27 Листы 557-558

Что тут скажешь? Как готовились к войне, так и воевали.
Уважаемый читатель - документы представлены, поясняющие комментарии имеются. Сравнивайте то как было в мирное время и как получилось в военное. Окончательные выводы можете сделать самостоятельно.

работа штабов, Красная Армия, документы, выучка штабов, РГВА, 1941 год, полевая выучка родов войск

Previous post Next post
Up