Сол Стейнберг в Художественном музее Цинциннати и не только

Feb 21, 2024 00:24

Я тут осенью случайно обнаружила, что Тель-Авивский Музей искусств не видит противоречия между существованием реальных часов работы своего музея и виртуальных. Что прекрасно.
В переводе на простой русский: уже несколько лет кураторы и\или приглашенные лекторы этого музея ведут годовой абонемент путешествий по музеям мира. Причем, часть музеев в этом зум-маршруте, вообще лежит в отдалении от привычных туристических точек, что, как мне кажется, превращает это занятие в еще более увлекательное. Ну, в общем, я взяла и записалась. Хожу в этот зум раз в месяц, во время войны вообще врачи должны такое прописывать. Там еще и лекторы умные и улыбаются даже:)



Сол (Шауль) Стейнберг, 1914 Румыния - 1990 США.


Ну, так, вот, вчера мы "ходили" с куратором ТА музея искусств Таль Ланир по Художественному музею Цинциннати (Огайо, США). Бывали? Вот, и я нет:)

За весь Цинциннати я вам рассказывать не буду, лишь поделюсь одним именем. Причем, меня уже сутки со вчера занимает вопрос, где и когда я уже раньше слышала имя этого художника, т.к., точно слышала. И стиль его графики не перепутать. Но когда и где случилась предыдущая встреча?

Когда приедете в Цинциннати, идите в художественный музей, там пройдете сувенирную лавочку и инфо-уголок, а далее, в таком светлом (напротив работы огромное, во всю стену, окно во внутренний дворик-сад) проходе в первую галерею увидите графическое панно (я сейчас не знаю, правильно ли сказала) Сола Стейнберга. Тоже, как и окно напротив, во всю стену.



Нет, свет работу не портит. Т.к., это уже авторская копия оригинала, висевшего с 1948 г. средь ресторанных паров одного фешенебельного цинциннатского отеля, потом (сейчас я запутаюсь) каким-то образом при участии автора воспроизведенная с помощью жутко умной фототехники уже на стенах музея. В общем, просто поверьте на слово: окно, свет и публичное 365-дневное явление работы народу не сказываются на протяженности ее судьбы.



Когда отель и ресторан, где со стейнберговской графикой висел еще и один Миро и кружился колдеровский модуль, стали разрушаться, умные люди поняли, что художественный музей города (а он, город, как раз и запечатлен на этом графическом свитке многометровых пропорций) - это лучшее пристанище для этих творений. Так, втроем - стейнберговский рисунок, картина Миро и головокружение Колдера - и перекочевали в стены музея. Лектор сказала, что мобиль кружится прямо в саду напротив. Не показала. Но мы верим)



Меня прямо заинтересовала тема этого прекрасного сочетания: хрупкости линий рисунка и монументальных размеров произведения. Я в конце лекции спросила, какие еще есть в мировом искусстве примеры такого прекрасного сочетания? Ответа с мировыми примерами мне не дали, но сказали, что в каньоне "Голда" (а где это?) сейчас делают что-то похожее. Ну, хорошо. Звучит ближе, чем Цинциннати:)

Один забавный и прекрасный факт биографии Стейнберга. Его талант был настолько ярок и сразу ясен, что знаменитый "Нью-Йоркер" принимал его иллюстрации, включая и самые главные в этом журнале (обложки!) еще до того, как Стенберг в 40-ые наконец-то добрался до США. Путь из родной Румынии был немного извилистым. Четыре года Стейнберг успел поучиться архитектурному искусству в Милане (1938-1942), затем, когда уже надо было бежать "еще вчера" смог добраться до Доминикан, ну, а оттуда путь в США уже был понятнее. Немного не дотягивает до сотни количество обложек "Нью Йоркера", проиллюстрированных Стейнбергом, но, как говорят, самая главная из них, правда, размеров плакатного варианта, находится в Музее Израиля. "Вгзляд на мир с 9-й авеню", журнал от 29.03.1976 года.



Но это не единственная работа Стейнберга в фондах главного израильского Музея.



Вторая работа называется "Страда палас". Ее в 1971 г., спустя 5 лет после создания, художник подарил музею сам, в отличие от плаката с журнальной обложкой, который преподнесла некая г-жа Ирит Шульман. Я тут немного покопалась и раскопала, что работ с таким названием у Стейнберга несколько. И они всегда о мысленном возвращении домой. На бухарестской улочке по адресу Страда Палас, 4, находился (с 1919 г.) родительский дом, дом Розы Якобсон и Мориса Стейнберга.



Завершу пост прекрасным видео. Называется оно "Линия". В нем воспроизведена работа (опять же, настенная!) Стейнберга в "Детском лабиринте" миланского Триеннале, созданная им для Международной выставки дизайна 1954-го года. Оказалось, что Триеннале это название музея, а не то, что я подумала, проводя аналогию с биатлоном-триатлоном, оттолкнувшись от слова Биеннале:)

image Click to view



На завершающей пост фотографии как раз и запечатлен (в реальную высоту) один из фрагментов этой самой миланской "Линии". Фотография эта, как и открывающая пост, а также снимок бухарестской улочки дома детства Стейнберга, взяты с великолепного сайта Фонда Сола Стейнберга.



Снимки двух работ Стейнберга из фондов Музея Израиля в Иерусалиме взяты, соотвественно с музейного сайта.

Искусство, Тель-Авив, Иерусалим, история еврейского народа, история еврейского искусства, США, талантливо

Previous post Next post
Up