Как убивали зороастризм

Mar 26, 2016 16:48

Оригинал взят у myrngwaur в Как убивали зороастризм

Время правления шахов из семейства Сасанидов принято считать эпохой расцвета маздаяснийской религии, ровно так же, как саму маздаясну принято считать религией, предельно акцентированной на ритуале и ритуальной чистоте. Я как-то исторически не согласен ни с тем, ни с другим.



Для начала - о ритуалах и дихотомии "чистый-нечистый". В Гатах, древнейшем и первичном (установительном) тексте зороастризма об осквернении нет вообще ни одного слова. Равно как и нет ни одного описанного и/или предписанного там ритуала в прямом смысле этого слова. В сущности, посыл Гат можно описать предельно простой формулировкой: делай добро, не поклоняйся всякой дряни, а почитай только благое начало, защищай себя и других мирных людей от насильников, правь мудро, подчиняйся разумно, благодари Владыку Доброй Мысли и жди с надеждой последнего решения всех проблем этой реальности. Собственно, единственное "очищение", которое предлагают Гаты - это последнее очищение огнем и горящим металлом, которое праведным покажется сущим блаженством благодаря силе и чистоте их собственного внутреннего огня, а кривоумцы испытают страдание, но все равно будут иметь шанс очиститься. Все, дикси. Ни о какой "скверне" в быту сам Спитама не говорит. Тут он вполне солидарен с Христом: человека загрязняют и уродуют только дурные мысли, дурные дела, дурные слова.

Так. Следом за Гатами по времени и близости к первоисточнику следует Ясна, то есть зороастрийская литургия, потом молитвы Хордэ-Авесты (Младшей Авесты) и гимны-Яшты. Здесь ритуал уже, несомненно, есть - сама Ясна есть один большой ритуал. Заметим, что очень сильно меняется язык - разница между частями Авесты куда очевиднее, чем между частями, скажем, Библии, и я здесь не только о древности диалекта говорю.

Гаты - это поэзия уровня невгребенного, особо по тем-то временам. Сложнейшие образы, три раза винтом закрученные метафоры, аллитерации, гибкие или строгие размеры. Ясна еще сохраняет какое-то подобие изысканности форм, явно подражая Гатам (подозреваю, что авторы ее были близкими учениками Заратуштры). Тексты же Хордэ-Авесты и гимны младшим богам очень разнородны. Если старинные авестийские молитвы несут на себе мощную печать архаического слога, возможно, еще до-заратустровского, то гимны Яштов  - это сущая "народная поэзия", с бесконечными повторами, припевами, с очень простой и незамысловатой образной системой. Если гимны Гат нужно торжественно воспевать у алтаря или декламировать со сцены соло, то гимны Яштов надо петь во время пахоты, битвы или рыбного лова хором мощных пейзанских глоток.

Это я к чему? К тому, что это все позднее нифига не Заратуштра написал. Так что если быть пуристом, то ритуалы надо отметать сразу. Но можно пуристом и не быть, тогда придется признать, что в раннем зороастризме таки была ритуально-культовая часть - вот только сводилась она к возжиганию огня и вознесению хвалы всяким живым и неживым природам, а с ними и их создателю. Ну, и пояс священный повязывали - молитвы, связанные с кушти, тоже очень старые.

А что мы знаем из исторических свидетельств о ритуальных правилах древних бехденов?

С уверенностью можно сказать, что при Кире, Дарии и их наследниках персы все еще хоронили своих покойников в земле, точнее - в камне, выдалбливая пещеры в горах или сооружая склепы. Они уже заботились о чистоте воды всеми возможными способами (в том числе преловко сооружали канализацию), но еще не сооружали никаких особых храмов для огня (греки упоминают о молитвах "магов", разжигающих костры на возвышенных местах). Они явно уже окружили особым почтением собак, но еще не установили запрета на изображение божеств - Ахура-Мазда сражается с Ангра-Манью на персепольских рельефах, греки упоминают о статуях "Геракла"-Митры и "Афродиты"-Анахиты. Это явно еще совсем не тот зороастризм, который мы знаем.

Парфяне же вообще со всей очевидностью были особыми ребятами, чем-то очевидно новым в культурном смысле. Первый парфянский царь взошел на престол под именем Митридат Филэллин - "Дар Митры, друг греков" - и вполне последовательно проводил политику эллинизма. Зороастрийское изобразительное искусство при парфянах процветает, мы находим упоминания о богато украшенных храмах, построенных на греческий манер - но с горящим в центре здания огнем Хварно. В общем, тут я начинаю истекать горючими слезами по "Зороастризму, Который Мы Потеряли". Может быть, конечно, эллинизм и разрушил бы немудреную маздаясну - но ведь здесь, в отличие от Иудеи, он не насаждался чужеземным захватчиком. Последним захватчикам - Селевкидам - ровно парфяне и сказали "пока", а сами-то они были кровь от крови и плоть от плоти старого арийского племени. Так что, думаю, что у зороастризма был шанс впитать и преобразовать эллинскую культуру так же, как это впоследствии сделало христианство - и что бы тогда вышло, ай!

Но этого не случилось. А почему? А потому, что в Иране нашлись свои Маккавеи.

Род Сасана происходил из старой Персиды, которая когда-то была родиной Кира, а при парфянах превратилась в захолустную провинцию. И в своем бунте против парфян Сасаниды опирались на поддержку бедного крестьянства и мелкой знати - т.о. наиболее традиционно и примитивно мыслящей части общества. Греков они на дух не переносили, и со свержением потомков Арсака всякий открытый эллинизм в Иране прекратил бытие свое. А началось что? Расизм в первую очередь, деление всего живого на "Иран" и "Анэран" - ариев и неариев. Много национальной гордости и воззваний "сделаем все как при Куруше". И ты ды. Хотя Куруша, он же Кир Великий, при взгляде на всю эту красоту удар бы хватил, он-то как раз славился своей терпимостью, через что и империю сколотил в полтора раза большую, чем у Сасанидов когда-либо выходило. А эти оперативно учинили гонения на всех и всяческих иноверцев... но об этом позже, а пока вернемся к нашей Авесте.

Именно здесь - при Сасанидах - мы впервые слышим слово "Видэвдат", т.е. зороастрийский канон против ритуальной скверны ("Видэвдат" дословно переводится как "Антидемонский закон"). Именно этот текст и лег в основу большей части зороастрийских обрядовых ограничений и правил, в том числе и совершенно изуверских, ранее никем и никогда не виданных.

Откуда он взялся? Из писаной Авесты. Откуда она взялась? Ведь маги всю дорогу категорически отказывались предавать свое учение глине и пергаменту, утверждая, что единственный правильный способ передачи Гат - изустный, и к тому моменту они уже протащили Гаты с Ясной в неизменном виде, судя по адской архаичности диалекта, ажно через тысячу лет. Это не единственный пример: так же передавались, например, Веды. Неприязнь к письменности, похоже, была чем-то вроде общеарийского гейса. Постепенно хоть как-то записывать Авесту стали при парфянах, и то это были не храмовые тексты, а конспекты для царей, желавших изучать благочестие. Но Сасаниды категорически изменили эту традицию. И не только эту.

При первом же шахиншахе из дома Сасана - Арташире - возвысился и стал его правой рукой первый зороастрийский первосвященник - Тансар. До этого маги группировались между собой в местные конгрегации, и у зороастрийской «церкви» не было видимого главы - точнее, в роли главы ее в мирских делах мог выступать царь, а особых «духовных» дел у нее-то и не было. Старинный зороастризм не делит мира земного и небесного, добрые дела на земле в той же степени есть и добрые дела в глазах Мазды. Таким образом жрецы были просто хранителями веры, обычаев и ритуалов, бенедикторами и целителями. При Сасанидах же мы впервые видим формирование у зороастрийцев единой властной церковной структуры.

И что Тансар сделал в первую очередь? Он приказал записать все возможные тексты, имевшие хоть какое-то отношение к вере, а потом изъял из них все, что казалось ему «неканоничным», а все остальное объявил обязательным к изучению. Ровно с этого момента мы имеем дело с единой священной книгой. В сущности, первосвященники сыграли абсолютно ту же роль, что Ездра и Неемия для евреев.

Но Тансар и царь Арташир не остановились на этом. Во всех провинциях, во всех династических усадьбах и окраинных городах были погашены все храмовые огни, не идущие от царского огня, кроме трех старых священных огней, символизировавших три сословия (их угашение, скорее всего, привело бы к тотальному бунту). Для прежнего зороастризма это было что-то невероятное, слабо уложимое в разум. Священным по определению являлся любой огонь, даже пожар надо было гасить с определенным почтением, а что уж говорить о храмовом пламени, кем бы и когда бы оно ни было установлено! Но это вполне укладывалось в общую логику тансаровской «церкви» - один царь, один верховный жрец, один огонь.

После смерти Тансара его пост занял Кирдар - человек спеси невероятной. Его официально титуловали «Кирдар, спаситель души царя, глава магов и судья над всей империей». Он уничтожил все доставшиеся в наследство от парфян статуи и изображения, заменив их огнями (естественно, зажженными от царского огня или ново-установленными кирдаровскими последователями). Именно он ввел в общую практику гонения на иноверцев, которых при парфянах, принципиально терпимых ребятах, в империи собралось огроменное множество. Кстати, Мани казнили тоже где-то там.

Тансар с Кирдаром аргументировали необходимость создания единой книги Авесты тем, что она, якобы, уже существовала при Ахеменидах, более того, едва ли не сам Заратуштра ее написал, вот только Александр Македонский всю ее сжег. Надо ли говорить, что ни в каких греческих источниках никакого свидетельства о какой-нибудь особой найденной ими священной книге (а по сасанидским легендам это были 70 томов!) не сохранилось, да и зачем бы Александру, знатному персофилу, окружившему себя персидской знатью и носившему персидское платье, уничтожать персидские книги? Думаю, что тут мы имеем дело с той же мифологемой, что и история о существовании великой древнеславянской литературы в тысячу томов, которую всю до последней бумажки изничтожили монголы.

Почему «Видэвдат» не мог быть написан Заратуштрой или хотя бы его учениками? Потому что по языку он категорически отличается и от Гат, и от Ясны, и от Хордэ-Авесты, и от Яштов. Язык Видэвдата - очень грубый авестин с сотнями средне-персидских заимствований, с сильно искаженной грамматикой. Стиль Видэвдата - дидактическое поучение, страшно затянутое, с массами повторов и практически лишенное литературного стиля.

Итак, что мы по итогам получили к расцвету сасанидской монархии? Зороастризм прекратил быть свободной религией «для всех» и стал жесткой церковью с массой сложных обрядов и наказаний за нарушение обычая, ориентированной в первую очередь на иранцев. Было декларировано от лица церкви превосходство иранцев над другими народами и объявлено глобальное гонение на неверных. Была уничтожена традиция устной передачи священного текста и практически все религиозное изобразительное искусство. Зороастризм стал тем, что мы видим сейчас у парсов или у иранских религиозных меньшинств - очень традиционной, очень суеверной, совершенно не способной к активному прозелитизму религией. После этого, естественно, никакая конкуренция с христианством или исламом была уже невозможна, в пределах империи «сасанизм» держался исключительно на силе царей и власти первосвященников. После того, как эта силовая поддержка рухнула, персы тысячами стали переходить в ислам - и не только из-под палки, но даже там и тогда, где их к этому не принуждали, при некоторых вполне либеральных халифах. Финита ля комедия.

Так что, если действительно возрождать зороастризм на современной почве, то весь сасанидский период стоит забыть, как страшный сон, и постараться хоть как-то восстановить последнюю «рабочую сборку» маздаясны - парфянский эллинизированный вариант. Но никто из современных зороастрийцев - за редчайшими исключениями - даже и думать о таком не хочет, имперский пафос Великого Ирана кружит им головы со страшной силой. Ceterum censeo, у зороастризма в его актуальной форме нет будущего и нет шансов на возрождение.

занимательное религиоведение, очень интересный автор

Previous post Next post
Up