Оригинал взят у
myrngwaur в
Зороастризм и животныеВы встретились на улице Города-Перекрестка-Миров со своим приятелем - античным персом - и сказали ему: "А знаешь что, Мехраспанд? Ты - настоящий осел, твоя мать была редкая сука, а твоя жена - форменная корова!"
Он посмотрел на вас изумленно,
ужасно растрогался, долго тряс вам руку и заявлял, что вы его и его семью вот прямо захвалили, он просто в смущении каком-то.
Потому что вы только что сказали ему: "Ты - очень храбрый и стойкий человек, страшный в бою и неутомимый в любви; твоя мать была женщина честная, добродетельная и тоже очень смелая, да еще и обладала редкой нравственной интуицией; а твоя жена - вообще образец мудрости, красоты и благородства".
У зороастрийцев было очень архаичное отношение к животным как символам. Все - абсолютно все - хотя бы косвенно полезные полуоседлому скотоводу-земледельцу звери считались благими и добрыми, причем благими и в религиозном смысле тоже (наделенными особым видом благодати, временами превышающей ту, что отпущена среднему человеку). Почти любая собака есть, в сущности, что-то типа воплощенного ангела (она даже может заменить священника при обряде, где нужно двое или более мобедов! То есть нет попа - позови пса, он все сделает правильно). За убийство беременной суки давали то же наказание, что за убийство беременной женщины, и большее, чем за убийство мужчины. Корова в зороастризме обладает почти теми же предикатами, что и в индуизме - рассказывают, что при Заратуштре верные ему вассалы праведного царя Виштаспы коров никогда не убивали; собственно, убийство и поедание коровы в Гатах - это образ грехопадения, в зороастрийской мифологии первым, кто подучил людей есть коровье мясо, был Ахриман лично, принявший обличье зловещего повара-кулинара. От коровы брали молоко, и считали ее добровольной кормилицей человечества - род Коров принял в свое время сознательное решение служить и помогать людям, просто по доброте и благородству; все люди должны быть им за это жутко благодарны. Но это касалось не только домашних животных. Лисы и выдры, истребляющие грызунов-вредителей, тоже почитались как особые сущности, несущие в себе свет божественного огня (кроликов и кур древние персы не держали, поэтому лиса как вредитель была им неизвестна). Немного меньшим почтением пользовались лошади - как-никак, они (впряженные в колесницу) помогали не только праведникам - мирным труженикам, но и грешникам - грабителям и насильникам; то есть кони считались как бы не лучше людей (но и не хуже).
То есть антропоморфизация животных в раннем зороастризме была, по сути, абсолютной. Зверей оценивали так же, как и людей - по тому, совершают ли они полезные или вредные, благие или злые (с человеческой точки зрения) поступки. Так что если бы вы хотели действительно обидеть перса, вам бы стоило назвать его хомяком, комаром или (увы!) крысой.
Коза была символом хитрости и упорства; овца - ни разу не образ кротости (вы бы видели тех античных овец, жуткие твари), а, скорее, символ взаимной верности и дружелюбия (описывая полк царских "бессмертных", персидский автор пишет: "шли в бой, как бараны" - не имея при этом в виду безмозглого повиновения, а имея в виду, что вместе они шли, единым строем, каждый друга выручай).
А потом пришел ислам, да. Тонким развлечением у арабов считалось замучить пса на глазах "гебра"-иранца - тех от этого просто крючило пополам да надвое, люди с ума сходили, кидались на захватчиков безоружными, рыдая, предлагали себя вместо собаки - господа мусульмане очень веселились. Думаю, что сохраняющееся до сих пор арабское отношение к собакам как к нечистым животным (довольно странное для народа пастухов) происходит именно отсюда (как бы от противного; если их почитают идолопоклонники - значит, они нечисты). А вот говядину зороастрийцы сейчас и сами едят. Кто-то из современных тамошних товарищей даже предположил, что именно поэтому им так и не везет. Ну, может быть. Мне почему-то кажется, что все немного сложнее.