Траин Второй оказался страшно невезучим королём, и на троне он был всего 39 лет - смехотворный срок для гнома. Ему не удалось прожить достаточно долго ни в одном гномьем королевстве, но странствия Траина никак нельзя назвать желанными. Всю свою взрослую жизнь этому гному пришлось жить с мыслью о мести, и нет ничего удивительного в том, что такая жизнь была подобна яду.
Траин, сын Трора, которого люди Дэйла звали Королём-под-Горой, родился в возрождённом Эреборе, с каждым годом расцветавшем всё больше под властной рукой его отца. Траин был ранним ребёнком - вполне возможно, он родился так рано потому, что Трор понимал: он может повторить судьбу отца, убитого драконом. Так или иначе, Траин усердно трудился и довольно рано женился; он стал отцом точно в том же возрасте, что и его отец, и первенца назвали Торин. Через пять лет у Траина появился второй сын - Фрерин, а затем и дочь, Дис. И, казалось, Эребор достаточно надёжно защищён, а часовые на смотровых постах несут свою службу исправно, но Траину и его детям не суждено было править в Эреборе.
Когда Траину исполнилось 125 лет, Смог захватил Эребор, подкравшись к горе ночью и перебив всех гномов, которые встали у него на пути. В это время Торин, наследник Траина, не был в Королевстве-под-Горой, и только потому избежал смерти. Трор и Траин тоже сумели спастись, и, объединившись, королевское семейство пустилось в странствия на запад, пока через несколько лет не перевалило Туманные горы и не осело рядом с поселением дунлендингов. Можно вообразить себе, какие страдания эта ситуация причиняла наследнику трона - его дети должны были расти в нищете, учась работе с камнем и металлом прямо под открытым небом, прислуживая людям за жалкие гроши. И через 20 лет после того, как Смог занял Одинокую гору, старый Трор решил уйти на восток.
Единственным, что мог передать Трор наследнику короны Дьюрина, кроме клятвы отомстить Смогу и захватить Эребор, было первое из гномьих Колец Власти. Это кольцо могло притягивать золото, но ещё и овладевало разумом своего владельца. Однако Трор либо не знал, либо забыл об этом, и, попрощавшись с сыном, отбыл. Казалось, несправедливость преследовала Траина по пятам: сначала у него отобрали королевство, а затем - и отца. Трудно представить себе горе молодого короля, когда через несколько месяцев он услышал от спутника Трора, гнома по имени Нар, о том, какой смертью пал его отец. Гномы не думали долго: чаша терпения Траина переполнилась, и он послал весть всем родичам, призывая отомстить за гибель наследника Дьюрина и унижение всего рода Долгобородов. Три года Траин ждал, продолжая добывать уголь и ковать лопаты для крестьян, пока, наконец, со всех концов Средиземья не начало сходиться огромное войско гномов. Силы, равной этой, гномы не собирали ещё никогда - и вряд ли соберут ещё. И во главе войска встал Траин, чьё сердце пылало ненавистью и жаждой орочьей крови.
Шесть лет гномы уничтожали орков - методично, безжалостно, ударяя им в спину и не гнушаясь самыми подлыми приёмами, какие только могли придумать. Это не была война - такая, какую ведут эльфы или люди, - это был геноцид. Месть гномов страшна, но в этот раз она далась им дорогой ценой. Больше половины гномьего войска пало в этой войне, и, хоть Азог - убийца Трора был убит, его сразил отнюдь не траинов топор. Государь потерял младшего сына в битве при Азанулбизаре, которой закончилась война гномов и орков, и мог лишиться и старшего; оба были слишком юны, чтобы вступать в битву, и Траин пошёл на страшный риск, разрешив им отправиться в этот поход вместе с ним. Более того, сам Траин лишился в этой битве одного глаза.
Сын Трора надеялся, что, освободив Кхазад-Дум от орков, он сможет восстановить эти чертоги в их былом блеске - но молодой Даин, его двоюродный племянник, сумел убедить Траина, что вести гномов навстречу Великому Лиху Дьюрина - истинное безрассудство. И Траин остался у разбитого корыта. Мне неизвестно, где он взял силы и мужество, чтобы снова отправиться в путь со своим сном и дочерью, но факт остаётся фактом: через два года после сражения при Азанулбизаре Траин, следуя традиции своей семьи, основал новое королевство - на сей раз, в Синих горах. Когда-то давно, в Первую Эпоху, эти горы служили прибежищем для Огненнобородов и Широкозадов, и, хотя древние чертоги этих родов ушли в морскую пучину, порода Синих гор по-прежнему была богата металлом.
И королевство Траина мало-помалу начало шириться и богатеть: хотя в Синих горах нет ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней (всего того, чем так славен Эребор), рядом с ними живут и эльфы, и люди, и молодой народ - хоббиты, с которыми гномы завязали оживлённую торговлю. Народ Траина, как и он сам, больше не были нищими изгнанниками. Но королю было мало простого, размеренного счастья на новом троне. Кольцо, оставленное ему отцом, напоминало: чтобы притягивать золото, нужно золото, а этого металла в тех краях почти не было. Вполне возможно, что Кольцо начало сводить Траина с ума, а может быть, он просто устал от невыполненных клятв и решил довести дело до конца, не передавая его сыну.
В возрасте 196 лет, - то есть в полном расцвете сил, - Траин покинул свой трон, рассчитывая вскоре на него вернуться, и отправился в экспедицию к Эребору. В состав его сопровождения входили Балин и Глоин, а также ещё несколько гномов. Но к тому моменту король должен был привыкнуть: несправедливость преследует его по пятам. И если раньше на его жизнь, честь, власть и богатство покушались существа смертные, вроде драконов и орков, то теперь за дело взялся сам Саурон, ненавидевший гномов ещё с той поры, когда пал Эрегион. И одной из его целей было захватить последнее гномье Кольцо власти, оставшееся в мире.
Его шпионы следили за каждым шагом Траина и компании. Гномам не дали даже спокойно перевалить через Туманные горы, а вскоре после того, как они подошли к берегу Андуина, Траин был похищен прямо от их лагеря. Спутники короля долго, но тщетно искали его, пока не улетучились последние надежды, и снова повторилась старая история: наследнику короны Дьюрина сообщили о гибели его отца вдали от собственного королевства.
Однако, Траин прожил в застенках Дол-Гулдура ещё около десяти лет: после того, как Саурон отобрал у него Кольцо, короля подвергли пыткам и в конце концов довели до безумия - или, по меньшей мере, беспамятства. Таким его нашёл Гэндальф: всё, что осталось от когда-то великого гнома, это память о важном ключе и не менее важной карте. Таким умер Траин: безумным, забывшим даже своё собственное имя, униженным и несчастным. Его смерть, как и смерть Трора, стала страшным оскорблением для народа Дьюрина, но со злобой Саурона им пришлось смириться: такой противник оказался им не по зубам.
Мало что, кроме горя, было в жизни Траина, сына Трора. Судьба как будто издевалась над ним, как до этого - над его отцом. Он погиб рано и безвременно, оставив многое незавершённым, но его история ещё раз доказывает, что гномы могут быть невероятно стойкими и готовы пойти на всё ради собственной чести. Даже потеряв всё, Траин сумел выжить и подняться с колен, и гномы помнят об этом, хоть история королей Эребора и заставляет подгорный народ плакать.