Жизнь до и после МВА

Sep 24, 2015 14:18

Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ

В фокусе: Антон Середа, генеральный директор компании «АСА Group», выпускник программы МВА «Маркетинг и продажи»



- Антон, доброе утро! Спасибо, что согласились дать интервью. Честно говоря, я даже немного волнуюсь, ведь вы выпускник самого первого набора программы МВА «Маркетинг и продажи» ВШМ. Вы, кстати, очень изменились! Я вас сначала даже не узнал.
- Здравствуйте, Николай! Вот что значит отучиться в Высшей школе менеджмента. Все меняется до неузнаваемости (смеется).

- Расскажите, что было драйвером желания получить бизнес-образование и почему выбор пал на новую программу? Ведь, если говорить откровенно, это было довольно рискованным шагом.
- Как говорит профессор Липсиц, большинство управленцев в нашей стране - это «нутренные» менеджеры. То есть те, которые нутром чуют, как следует действовать. Я был одним из этого большинства, но при этом нутром чуял: чтобы быть более эффективным, нужно хорошо владеть бизнес-инструментарием. Я начал читать литературу по маркетингу и менеджменту, но быстро понял, что через такой способ познания я буду получать знания очень долго. Сформировалась потребность в концентрированном знании, она и привела меня к мысли о бизнес-образовании. В выборе школы ключевую роль сыграли два фактора. Во-первых, вера в силу просвещения в целом. Во-вторых, профессионализм и харизма вас, Николай, как директора программы. Несколько лет назад я довольно случайно попал на конференцию журнала «Генеральный директор». Одним из спикеров конференции, если помните, были вы. В ходе мероприятия ко мне пришло понимание, что существуют другие подходы к тому, чем я занимаюсь, сознание изменилось практически в один момент. Следующим шагом стало уже посещение дня открытых дверей ВШМ, и после выступления проф. Липсица я понял, что бизнес-образование я буду получать в ВШМ на программе МВА «Маркетинг и продажи».

Мнение
Максим Бобырев - совладелец и генеральный директор компании "АБН-Консалт", выпускник программы МВА "Маркетинг и продажи" Высшей школы менеджмента.


У меня всегда были амбиции добиться социального успеха, в моем случае - в своем бизнесе. И чем он больше, тем больше успех. Единственно известный способ менять свое будущее - менять себя в настоящем, поэтому я много учусь.  MBA - это отличная возможность сильно изменить себя. Я тоже был слушателем первого набора программы "Маркетинг и продажи". Новая программа позволяля сосредоточиться на самом главном для меня. Как говорил Ли Якока "Все начинается со сбыта". А сбыт это маркетинг и продажи. Да это был риск, а риск в жизни любого бизнесмена - базовое явление. Некоторым он даже приносит удовольствие)

- Да, мы с Игорем Владимировичем как тандем, в паре работаем (смеется). Что запомнилось из процесса обучения?
- Я очень хорошо помню первое занятие. В качестве домашнего задания вы попросили нас разбиться на пары и подготовить презентации друг о друге. Это было очень неожиданно, но мы подошли к заданию с азартом! (смеется)

- Я это заметил (улыбается). По правде сказать, я боялся, что все придут неподготовленными, но нет! Презентации были очень креативными и при этом профессиональными. Жалею, что мы не сняли их на видео. Какие были сложности в процессе обучения?
- Первое время от нового режима был некоторый шок, но постепенно удалось войти в колею. Тут главное не растерять мотивацию и помнить о целях, которые ты перед собой ставишь. Я шел учиться не за дипломом, а за знаниями. Получение этих знаний требует времени. Я четко понимал, что если не буду учиться сам, за меня этого никто не сделает. Это не средняя школа. Ты должен сам «отгрузить» себе за свои деньги столько знаний, сколько сможешь.

- Понимаю. Нас всегда заставляли учиться. В бизнес-школе же позиция другая. Хотя мы с Игорем Владимировичем всегда говорим: «деньги заплачены, поэтому мы будем учить вас, пока не научим». А что семья? Жизнь-то продолжает идти своим чередом. А тут посещение 4 раза в неделю, домашние задания, чтение литературы…
- Дети были еще совсем маленькие, нужно было ими заниматься. Конечно, сложности возникали. Старшая дочка меня по утрам спрашивала: «Папа, а ты будешь с нами жить? Папа, а ты сегодня вернешься?» И смех, и слезы. Но теперь все позади, ритм стал спокойнее.

- Какие еще полезные эффекты, помимо знаний, удалось извлечь из процесса обучения?
- Когда друзья спрашивают меня о том, что мне дало МВА, я отсылаю их к фильму «Области тьмы». МВА - это «таблетка», которая сильно увеличивает работоспособность мозга, расширяет горизонты видения и понимания. Бизнес-образование обогатило меня по многим фронтам: карьерный рост, бизнес-идеи, возникшие в результате эффекта синергии, новые друзья, партнеры. Если говорить в масштабах группы, то уже на первом году обучения, половина из нас сменила работу.

- У вас вообще в этом смысле была уникальная группа. Помимо смены работы, девушки еще успевали заниматься личной жизнью, обзаводились мужьями и детьми. И при этом никто не бросил учебу!
-  МВА - это интенсивный процесс обучения, но при этом он не перечеркивает остальную жизнь Все равно все идет своим чередом. Мобилизуешься и начинаешь успевать больше в единицу времени. После окончания учебы думаешь: «наконец-то можно выдохнуть, расслабиться». Но уже через несколько месяцев начинаешь скучать. Хочется снова пойти учиться, появляется потребность в знаниях, концентрации, темпе.

- Как компенсируете?
- Пока посещаю мероприятия, конференции, семинары, слушаю и смотрю онлайн-лекции. Только теперь они не всегда связаны с бизнесом. Мне интересно, в том числе, расширять и общий кругозор. Сегодня в моем «интеллектуальном рационе» популярные науки, искусство, истории великих личностей и многое другое.



- Что можно сказать про преподавателей Высшей школы менеджмента?
- Я считаю «Вышку» ведущим экономическим ВУЗом, в котором собран пласт экспертов и профессионалов высокого класса. Филонович, Липсиц, Константинов, Берзон, Берлин - уже этих фамилий достаточно, чтобы составить представление об уровне преподавания. Я помню, как один из одногруппников общался с кем-то из студентов дневного отделения ВШЭ. Диалог был примерно следующий:
- Кто у вас преподает такую-то дисциплину?
- Филонович.
- Ничего себе. Сам Филонович!
Что тут еще добавить. Очень импонировал тот факт, что большинство преподавателей - практики: руководители предприятий или консультанты. Теория апробирована ими на собственном опыте, слушатели учатся на кейсах, взятых не их книжек, а из личной практики преподавателей. Что касается методики преподавания, она построена так, что каждое занятие дает ощущение прокачки. Мне особенно повезло: приходя на работу, я имел возможность внедрять изменения в бизнес-процессы уже на следующий день. Инвестиции, которые я вложил в обучение, быстро отбились.

- Как менялась лично ваша карьерная составляющая?
- Придя учиться, я возглавлял коммерческий отдел в одной компании. В процессе обучения мой сокурсник предложил мне должность генерального директора в бизнесе, где он являлся и является соучредителем. Компания работает на В2В-рынке трубопроводной арматуры и электроприводов к ней. На этапе моего вступления в должность она представляла собой дочернюю бизнес-единицу, обрабатывавшую поток входящих запросов, получаемых от головной организации. Сегодня мы имеем самостоятельный рентабельный бизнес с собственным пулом клиентов. Были проработаны бизнес-процессы, построена система продаж, проведена серьезная работа в области брендинга. Все это - результат прямого переноса знаний, которые я получал в ходе обучения.

- Основной опыт, накопленный в маркетинге и технологичных продажах, сконцентрирован в В2С-сфере. В2В-рынок часто закрыт и специфичен. Как удалось вычленить полезные инструменты? Хватило ли информации о том, как работать в сфере В2В?
- В силу объективных причин про В2В-рынок на программе, действительно, говорилось меньше. Но, на самом деле, многие инструменты В2С применимы и в сфере В2В. Немного рационального мышления и творчества, и локализованные решения находятся. Промышленные рынки имеют определенную специфику в нашей стране, но это не значит, что на них нельзя выходить цивилизованным методом, хотя бы в целях построения знания бренда и профессионального корпоративного имиджа. Например, у нас есть проработанная стратегия обращения, основанная на ролевой модели принятия решений в нашей отрасли. Методологию мы применяли стандартную: сегментация, выявление потребностей, поиск инсайтов и «болевых точек», разработка решений, трансляция этих решений целевым сегментам. В результате мы охватили участников процесса по всей цепочке, включая бухгалтерию и технических специалистов на местах. Теперь на вопрос «Все ли в порядке с документами?» нам отвечают: «У вас-то с ними всегда все в порядке». Для эксплуатирующего персонала вместе с комплектом оборудования мы поставляем перчатки, инструкции, карточки контактов сервисной службы и т.д. После поставки я сам лично звоню клиенту и собираю обратную связь по ряду критериев.

Комментарий эксперта
Алексей Зыбин - консультант в области бизнес-моделирования, преподаватель Высшей школы менеджмента.



В свое время мы разрабатывали маркетинговую стратегию компании BauTex, крупнейшего в России производителя стеклотканевой сетки в России. Клиенты компании - строительные организации и дилеры продукта. В области маркетинга требовались специфические решения, актуальные для работы в В2В-сегменте. Работа началась с сопоставления того, что нужно клиентам и как работали продавцы. В результате в области продаж мы разработали коробочные решения, которые позволяли сотруднику удобным способом представлять продукт, программы обучения клиентов, информационно-презентационные стенды для дилеров. Через систему корпоративного обучения нам удалось добиться единообразия работы всех менеджеров, что положительно отразилось а результатах деятельности. Объемы продаж и эффективность работы компании значительно возросли.

- Как построен процесс обучения людей в компании?
- Я хорошо понимаю, какие навыки нужны на каждой позиции, в частности, менеджерам по продажам, которые составляют основную часть штата компании. Мой подход к обучению нестандартен, но, на мой взгляд, он расширяет коммуникативные навыки. Я даю продавцам «домашние задания» по чтению книг, в т.ч. художественной литературы, ставлю задачи по подготовке докладов на общеобразовательные темы. Продавец должен уметь рассказывать о сложном простыми словами, должен хорошо владеть языком. Это не отменяет использования классических инструментов, скрипты продаж по SPIN-технологии у нас тоже есть, но если повторять их слово в слово и не быть способным сделать шаг в сторону, может выйти неловкая ситуация.

- Есть ли еще какие-то проекты, помимо основной занятости?
- Да, в общей сложности я занимаюсь пятью проектами. Все они очень разные: интернет-маркетинг, товары для детей, гостиничный бизнес. Один из проектов, кстати, был разработан во время обучения в бизнес-школе. Сегодня он находится на финальной стадии реализации. Я бы сравнил процесс бизнес-образования с изучением химии. Подобно тому, как химия дает понимание структуры вещества, МВА дает понимание структуры деятельности предприятия. Ты начинаешь понимать микропроцессы, кристаллизируется молекулярный состав бизнеса. Это позволяет расширять спектр деятельности, управлять бизнесом, независимо от его отраслевой принадлежности.

- Что с кризисом? Сегодня любой управленец имеет опасения: курс, санкции, дороговизна заемных средств и так далее. Как живется топ-менеджеру в условиях неопределенности?
- Я относительно спокоен, в отличие от остальных - тех, кто не заканчивал МВА в Высшей школе менеджмента (смеется).

- Мне кажется, должно быть наоборот (улыбается). Человек, который понимает природу экономических явлений и бизнеса, должен как раз больше тревожиться. Это такой интеллектуальный побочный эффект.
- Многие знания, многие печали? Что ж, тревоги есть, безусловно. То, что происходит в части политического курса, вызывает ощущение когнитивного диссонанса. На слуху тема импортозамещения, но при этом мы все хорошо понимаем, что элементная база производится за рубежом. Встает вопрос: «как?» Наша компания занимается в основном импортным оборудованием. Большинство наших объектов являются опасными и ответственными. Ставить туда оборудование с негарантированным качеством экономически нецелесообразно. Приходится искать варианты.



- Что мы можем пожелать будущим слушателям программ МВА? Идти - не идти? Времена-то тяжелые…
- Времена легкими не бывают никогда. Всегда найдется причина отложить обучение. Все зависит от внутреннего настроя человека, его мотивации. МВА построено так, что помогает людям ставить цели и прорисовывать путь к ним. МВА формирует проактивный образ мысли, что для управленца крайне важно. Если человек считает себя следствием каких-то причин и не хочет менять эту позицию, то идти учиться, наверное, не стоит. Если же вы из тех, кто считает себя кузнецом своих успехов, и осознаете, что посаженное зерно обязательно взойдет, то вперед. Вообще учиться нужно обязательно. А получить хорошее образование, это вдвойне ценно. А то и втройне. Помимо прочего, это делает собственное будущее более предсказуемым.

- Антон, спасибо вам за эту встречу! Успехов в карьере и до встречи на открытых мероприятиях ВШМ. Ближайшая, кстати, пройдет уже 3го октября.
- И вам спасибо, Николай. Буду обязательно. Удачи!

Вопросы задавал Николай Соустин, директор программы MBA «Маркетинг и продажи»
Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ
Previous post Next post
Up