Да! Я посмотрел фильм "Freakonomics"! И, несмотря на то, что на часах без пятнадцати семь утра, я чувствую себя счастливым и бодрым. Ощущение - как будто ты только что повстречался с группой своих давних друзей, которых не видел много лет. И вы не то что бы провели много времени вместе, нет, вы пересеклиcь, никуда не спеша поболтали и разошлись, не устав друг от друга!
По другому описать этот фильм я не сходу и не могу. Но, обо всем по порядку.
В 2010 году шесть известных, деятельных и успешных режиссеров-документалистов из США собрались вместе, чтобы экранизировать суперуспешную книгу чикагского экономиста Стивена Левитта и журналиста Нью-Йорк Таймс Стефана Дабнера "ФРИКОНОМИКА".
Опубликованная в 2005 году, к 2009 году по всему миру было продано более 4 миллионнов копий это книги.
Для тех, для кого эти имена что-то значат - желание посмотреть фильм появится и без просмотра трейлера:
Алекс Гибни
Морган Сперлок
Юджин Джареки
Сет Гордон
Рейчел Грейди и Хайди Юинг
Для всех остальных - Трейлер на сцену!
Click to view
Изначально, книга состояла из 6 частей. 4 из них были экранизированы.
Поэтому, я думаю, говорить о фильме и его режиссерах следует в хронологическом порядке.
1. A Roshanda by Any Other Name, режиссер Морган Сперлок
Морган Сперлок, Морган Сперлок....да это же тот чувак, что объелся чизбургерами в Supersize Me, а недавно выпустил свежий фильм "The greatest movie ever sold"! Номинант на "Оскар", "Эмми", победитель "Санденса" и вообще крайне отвязный чувак!
Ему досталась новелла про то, влияет ли выбор имени на судьбу ребенка. Этот расхожий стереотип всячески рассматривается в абсолютно характерной манере режиссера. Вообще, когда смотришь фильм и каждую из 4 новелл, ты точно узнаешь режиссера и прямо ловишь кайф от того, насколько эти новеллы отражают стиль каждого из них!
2. Pure Corruption, режиссер Алекс Гибни
Меня поражает не только тотально-узнаваемый, но каждый раз разный стиль Алекса Гибни. Не его потрясающее музыкальное чутье и работа с напряжением. Меня поражает тот факт, что в этом году Алекс как режиссер и продюсер выпустил 4 (!!!!!) документальных фильма. Человек, получивший "Оскара" за "Такси на Темную сторону" и снявший "Гонзо" с закадровым текстом Джонни Деппа в этой новелле абсолютно точно передал интонацию главы книги (почитал несколько страниц специально из этой главы).
Есть ли связь между сюмо и экономической коррупцией? Проникая вглубь тайн древнего искусства сюмо, Алекс Гибни визуализирует аргумент за аргументом всю несостоятельность и коррумпированность даже самой "прозрачной" системы, какой может быть как Сюмо, так и идея Свободного Рынка.
3. It's Not Always a Wonderful Life, режиссер Юджин Джареки
Автор довольно нашумевшего фильма "Why we fight" (Гран-при Санденса в 2005 году и т.п.) очень красиво визуализировал экономическую модель того, почему в Америке в начале 90-х резко упал рост преступности. Аргумент, который использовали авторы книги и, впоследствии, режиссер - я бы лично в него никогда не поверил. Но в этом и есть сила документального кино - уметь аргументами привести зрителя к катарсису и пониманию ровно того, чего ты от него ждешь.
4. Can a Ninth Grader Be Bribed to Succeed?, режиссеры Рейчел Грейди и Хайди Юинг
Про этих двух милых девушек я писал совершенно недавно - это режиссеры "12th and Delaware", более известные в документальном сообществе за свою предыдущую работу "Jesus Camp" (за которую они были номинированы на "Оскар").
Добрая документальная история-эксперимент "Можно ли подкупить девятиклассника, чтобы он хорошо учился" сделана, конечно, не так мощно, как Waiting for Superman, и ожидание итоговых результатов держат в чуть меньшем напряжении. Но, в данном случае, это удел коротого метра, в котором не получается так гладко и ровно передать состояние человека, как в полнометражных работах.
Вообще же, короткий метр (в форме новелл) - это отличная проверка на работоспособность и чувство меры у режиссеров. Особенно у тех, кто преуспел в полнометражном артхаус жанре. И в данном случае все режиссеры справились на отлично.
Но самый молодец - это Сет Гордон, сделавший вступление, финал и переходы между новеллами. По сути, он провел основное интервью, которое и задавало тон повествования, а также создал анимационную идею, которая облекла весь проект в единую форму.
Нам он меньше известен, но его King of Kong я с удовольствием бы посмотрел.
Ну, и напоследок, вот вам фото авторов книги, активно пристуствующих во всем фильме:
Стивен Левитт и Стефан Дабнер собственной персоной.
Эти ребята вместе с продюсерами фильма устроили нереально крутую фишку перед выпуском фильма в прокат - они разрешили просмотреть фильм через iTunes "всего" за 10 долларов за неделю до официального выпуска.
"Всего" взято в кавычки потому что за эти деньги можно скачать себе на компьютер через тот же самый айтьюнс Аватара. Самые прибыльные хиты Майкла Мура стоят от 3 до 5 долларов. Об этом в свое время написал Антон Носик в своей колонке журнала "Сноб" -
http://www.snob.ru/selected/entry/23939Там есть еще несколько интересных фактов и Сэм Клебанов, подключившийся к дискуссии :)
Советую людям со знанием английского и примерным пониманием американского образа жизни выкачивать фильм - через айтьюнс, торренты вотэава и с удовольствием посмотреть этот прекрасный фильм. Очень важно, что финальные титры с перечислением всех членов группы всех новелл занимают чуть ли не пять минут. Это действительно коллективный проект, и не меньшая заслуга сценаристов, перенесших книгу на экранный язык.
Надеюсь, тем, кто до сих пор не был знаком с этими замечательными режиссерами я сегодня открыл что-то новое (ну или хотя бы засветил их лица). Приятные ребята, все-таки!