Журнал "Афиша" опубликовала
материал о молодых режиссерах, снявших кино за границей. Я также дал интервью, рассказав о съемках своей части "Пусть в других наша жизнь повторится" из проекта "Пограничный эффект". Экслклюзивно дал "Афише" и Антону Сазонову опубликовать первые пять минут из моей части, правда, из английской версии.
Click to view
Если не хотите переходить по ссылке, можете прочитать тут.
"Осенью прошлого года мы с мамой вновь заговорили о дедушке, о том что его могилу, которую нам удалось за год до этого найти, нужно облагородить. И вновь всплыла тема маминого сводного брата и сестры. Я их никогда не видел - в последний раз она с ними встречалась еще до моего рождения, когда они сами были детьми. Находясь в Абхазии я заметил, что большая часть «кавказских мужчин» сидит прежде всего в «Одноклассниках». Туда и полез. И, как мама рассказывает в фильме, неожиданно нашлось фото. Мужчина в очках. А мама смотрит и говорит - это же папа. Я написал. На следующий день - ответ. Потом - скайп. Поняли, что это они. Почти одновременно с этим Сергей Мирошниченко и Борис Караджев начали собирать заявки на проект «Пограничный эффект». О том, что стало с людьми, разделенными границами бывшего Советского Союза. Мою заявку взяли одной из трех. Хотя я и опасался, потяну или нет. Учитывая, что 3 года после ВГИКа я не снимал документального кино. Потому что как режиссер и как отборщик фильмов на фестивали, я очень не люблю, когда тематика фильма слишком далека и никак не связана с жизненным опытом режиссера. Кино я не снимал потому, что не мог найти такую тему для себя. Здесь же не возникло никаких сомнений, что это именно то, что я не просто хочу, а что я должен сделать.
Заявку мне утвердили только с одной поездкой в Абхазию - с перевозкой через границу памятника. Но, естественно, я понимал, что без поездки в Грузию и встречи с такими незнакомыми родными вторая часть фильма - абхазская - не получится. Поэтому, сразу после очередного ММКФ, где я работаю куратором программы «Свободная мысль», вместе с мамой и своей девушкой мы рванули в Грузию.
В зарубежных съемках есть как плюсы, так и минусы. Минус - большая отдаленность от своих потенциальных героев и их проблем. Плюс - возможность со стороны увидеть их истории такими, какими бы никогда не увидел, будучи внутри них. Что касается данного случая, все сошлось воедино. Я был достаточно далек от этих людей, чтобы рассмотреть их историю со стороны, без вмешательства. С другой стороны я же находился внутри этой истории, знал ее мельчайшие детали и мог предугадать, о чем будут говорить герои, как поведет себя мама и так далее.
Лично для меня важно то, что не было бы съемок фильма - не было бы ни поездки в Грузию, ни поездки в Абхазию, ни установки памятника к 75-летию дедушки. Мы бы никогда не смогли так активизироваться, освободить время, устроить этот почти безумный провоз надгробной плиты с грузинской фамилией через границу. И сделать все это меньше, чем за месяц.
Моя часть составляет 28 минут от всего фильма. Помимо нее есть еще две. Одна про свадьбу между русской и украинцем, живущих в одном селе, разделенном границей на две страны. Другая про священника храма, находящегося прямо на границе Эстонии и России, а также одну из его прихожанок, пересекающей каждую неделю границу по несколько раз, чтобы навестить в интернате своих внуков, над которыми из-за бюрократических проблем она не может оформить опеку. Все вместе три работы составляют альманах.
Сейчас я занимаюсь активным фестивальным продвижением фильма. Он еще только начинается, все впереди. Могу лишь сказать, что все предпремьерные показы (мы делали такой в проекте «Докер»), показ в российских программах ММКФ - все они дают обратную связь, позволяют вести диалог со зрителем. Некоторые фестивали («Окно в Европу», «Киношок» и др.) берут себе в конкурс мою новеллу как отдельный фильм - просто потому что стилистически и идейно она сильно выбивается из всего проекта. Тем более, что фестивалей с конкурсной программой полнометражных документальных фильмов у нас не так много. Зона документалистики у нас пока где-то между коротким метром и специализированными фестивалями."