Хотите еще оптинских баек?
Все знают, что мощи старца Амвросия были обретены 16 октября 1988 года. Чуть меньше людей знает, что во время тех раскопок была совершена ошибка и в течении 10 лет сотни тысяч паломников молились перед мощами старца Иосифа, а Амвросий продолжал лежать в земле.
Еще меньше людей знает, что были еще одни раскопки в 1991 году. И тогда ошибка могла быть вскрыта в буквальном смысле слова.
Дореволюционные надгробья и часовни над могилами старцев были уничтожены коммунистами. Иногда какие-то люди отмечали веточками примерное место захоронения (я даже видел такую фотографию советских времен), но никто толком точного места не знал. В 1988 году раскопками руководил выдающийся археолог Сергей Алексеевич Беляев. Но тогда ему не дали вскрыть весь некрополь и он не смог точно проверить соседние могилы. Результат вы уже знаете.
После переноса мощей "Амвросия" над остальными могилами были поставлены простенькие деревянные кресты. В 1991 решили облагородить участок и вскрыть захоронения, не трогая сами могилы. Участок был огорожен плотной завесой, внутрь никого не допускали, запрет касался всей братии и тем более паломников, работы вели вечером и ночью, участвовали в раскопках 5-6 человек, среди которых был и автор этой записи. Тогда мы вскрыли весь участок. Некоторые гробы были в очень хорошем состоянии. Для меня особой радостью было увидеть отлично сохранившийся гроб старца Макария. Как тогда мы все думали.
Глубокой ночью пришел архимандрит Евлогий и мы все дружно стали его уговаривать открыть хоть на минутку гроб Макария. Почти все присутствовавшие были в священном сане, все можно было сделать достойно и уважительно. Евлогий решительно запретил. Видно было, что ему самому очень хотелось, но без благословения с Чистого он категорически не хотел этого делать. Даже когда мы все дружно дали обещание никому ничего не говорить.
Если бы мы тогда приоткрыли крышку "Макария", то сразу бы поняли, что тут похоронен мирской человек - И.В. Киреевский и стала бы ясна ошибка первого обретения. Но...
Могилы были тщательно и аккуратно укрыты для следующего официального вскрытия, позже участок облагородили и поставили красивые надгробия.
Я не помню дату этих раскопок. Было лето, довольно тепло. На память о них я взял себе гвоздь с головы гроба почитаемого мной Макария. Хоть я и спросил разрешения у отца эконома (Евлогий бы не разрешил) забрать себе гвоздь, но особенно его никому не показывал. Как объяснить людям, откуда у меня гвоздь с могилы, укрытой землей и камнем. В 1998 году гвоздь стал Киреевским. Так и лежит у меня около икон.