Цифровой пессимизм, или Что несет с собой ФЦП по цифровизации страны

Nov 16, 2011 23:59

К 2015 году планируется завершить цифровизацию (которая, к слову, так толком и не начата в том смысле, что и половина населения не в курсе происходящего с телевидением). Аналоговое вещание сохранится как переходная форма, но, наверное, до тех пор пока будут живы его основные пользователи.
Неправильно было бы говорить, что цифровизация ничего не изменит. С переходом на цифровое телевидение произойдет глобальный переворот в сфере медиа. Но какими станут эти перемены? Создатели Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы» уже в названии ее заложили стремление к положительным изменениям. Попробуем предположить, чего стоит ждать от перехода телевидения на цифровые лыжи?
Доступность СМИ? Предполагается, что возможность пользоваться первым мультиплексом будет бесплатной, а благодаря переходу на цифровую систему вещания, сигнал будет покрывать всю территорию страны. Но можно ли считать, что телевидение станет более открытым населению, если ряд каналов перейдет в число платных, и даже перед ограниченным набором первого мультиплекса будет ощутимое препятствие в виде $ 30-50 (стоимость приставки)?
Разумное распределение рекламного пирога? Сила мультиплекса ставит каналы, попавшие в число девяти бесплатных, вне конкуренции в борьбе за рекламные бюджеты. Ведь их потенциальная аудитория - все население страны.
Возможность развития рынка, появления новых каналов? Она будет сведена к нулю, поскольку на рынке уже появился свой монополист, огражденный от всех прочих указом президента - «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) - главный оператор по распространению теле- и радиоканалов. Единый оператор дистрибуции сигнала сможет диктовать любые правила на этом рынке, где входные барьеры и без того очень высокие.
Разнообразие программ на ТВ? Могут ли каналы с федеральным распространением стать более разнообразными по содержанию, если культуру загнали на одну площадку («Россия. Культура»), спорт - на другую («Россия 2»), отделили детский контент на канал «Карусель», тем самым фактически «разрешив» «Первому», «России 1», «НТВ» и «Пятому каналу» убрать такого рода тематику из сетки вещания. Теперь у насыщенных сериалами и ток-шоу каналов появилась законная возможность менять свои вещательные концепции в сторону более популярных, но лишенных образовательной и культуроформирующей функций, менее социально значимых и полезных программ.
Объективность, создаваемая плюрализмом позиций каналов? Набор, составляющих первый мультиплекс, говорит нам о том, какую одну позицию будет транслировать телевидение населению.
Развитие региональных каналов? Девятое место в мультиплексе отведено региональному каналу. Но как попасть на этот пьедестал народной доступности (с требованиями вещания 24/7 и наличием собственного контента) региональным филиалам, способным на данный момент только на короткие выпуски новостей от двух до шести раз в день? Что остается региональным каналам? Объединяться, конкурировать между собой, бороться за право существования, заручаться поддержкой губернской власти или смириться и погибать.
Омоложение аудитории? Вряд ли современные бабушки и дедушки решатся на приобретение приставки за деньги, когда их старенький телевизор и сейчас за бесплатно показывает им «Танцы со звездами» и «Вести». Для них на переходный период сохранят аналоговое вещание. Значит, программа цифровизации ориентирована на более молодое поколение. Но нужен ли им мультиплекс с ограниченным числом каналов, если жителям мегаполисов сегодня доступны, помимо аналога, кабельные и спутниковые пакеты, IP-телевидение и интернет-телевидение (трансляции в сети). Они уже по сути пользуются «цифрой», смотрят те каналы и в том объеме, в каком им хочется это делать.
Есть и положительные моменты: облегчение процесса производства новостей, освобождение дополнительных частотных ресурсов. Которые планируется отдать под благотворительные цели (студенческое и общественное ТВ, некоммерческие фонды и прочее).
Сейчас мы на пороге 2012 года. На цифру перешли только Дальний Восток, Камчатка, территории, граничащие с Китаем. Получится ли справиться с планом по цифровизации?

насущное

Previous post Next post
Up