Новогодние праздники странно повлияли на атмосферу в нашей семье
, а именно на чувство юмора моих домочадцев. Мы все стали неуместно шутить.
Нет-нет, никаких сальностей в присутствии детей, что вы. Но вот мы с мужем, например, начинаем периодически цитировать детям старые фильмы, которые они никогда и не видели, вызывая у отпрысков неподдельное удивление. Или дети стали пересказывать разговоры со сверстниками, встречая искренне непонимание с нашей стороны на приглашение посмеяться над какой-нибудь фразой. Хуже всего, когда шутящий пытается спасти шутку и начинает ее объяснять слушателям. Унылей зрелища я не встречала.
Дочь в такие моменты называет нас «Клуб юмористов-неудачников».
И вроде всё ничего, свои же, всё понимаем, но у меня это состояние стало распространяться и на рабочие моменты.
Например, недавно ребенок поделился со мной, что мое задание они с мамой выполняли, пока тот был в ванне. В другое время не успевали. А я возьми и ляпни: «Сейчас тоже в ванну пойдем заниматься?». Бедняга так напрягся, так задумался, но потом нашел-таки достойный ответ: «Вода будет долго набираться». В общем, вышел из ситуации с честью.
Собственно, по поводу самих логопеических домашних занятий. Во всех методичках и брошюрах вы встретите волшебную фразу «Выполняйте задания логопеда в игровой форме».
Что такое игровая форма? Как в нее впихнуть проговаривание трех десятков слов? Чем замотивировать ребенка даже на игровую форму, потому как его понимание об игре кардинально расходится с пониманием о выполненном задании у логопеда? Ответы на все эти вопросы родителям предлагается найти самостоятельно.
От себя, как мама логопедического ребенка в прошлом и как логопед в настоящем, могу добавить, что не всякое задание можно впихнуть в ту самую игровую форму.
Поэтому родителям всегда объясняю. Главное - задание не должно вызывать негатив. Да, ребенок должен чуть напрячься (опять же - каждый в меру своих способностей, кому-то и полторы минуты много, кто-то и полтора часа за столом просидит запросто). Но ребенок не должен воспринимать это как издевательство жестокого мира и бессердечных родителей над ним, слабым и беззащитным.
Прежде всего, то, что можно не называть занятием, ни в коем случаем не позиционировать «А пойдем-ка, чадо, позанимаемся». Артикуляционная гимнастика - можно в ванной пока зубы чистит пару раз взмахнуть языком. Или пока косички девочке плетут перед зеркалом.
Речевой материал на автоматизацию - пока в сад идете или пока ужин готовите по 3-4 слова раз в 10 минут. Или, опять же, в ванне. Так, чтобы ребенок и не успел понять, что вот сейчас с ним делали задание к логопеду.
Лексико-грамматические задания также можно отрабатывать или во время игры в игрушки вечером, или пока в пробке стоите поиграть в игры на подбор прилагательных-глаголов.
За столом - только письменные задания, которые я, например, задаю уже когда логопедия плавно перетекает в подготовку к школе, то есть когда у ребенка дело близится к 7 годам и он вполне уже физиологически и психологически готов проводить какое-то время за неинтересной, но обязательной деятельностью. Но опять же - какое-то! А не всё свободное.
Я прекрасно понимаю, что гораздо проще врубить музыку в машине, а не судорожно вспоминать, какие грамматические категории задано отработать дома. И вечером тоже все устали, чтобы выискивать моменты запихнуть в ребенка логопедические слова. Но поверьте, сэкономленные нервы (и ваши, и ребёнка) стоят тех усилий, которые придётся приложить, чтобы воплотить вышеизложенное в жизнь.
А еще считайте это профилактикой поздней деменции - говорят, чем сильнее мы напрягаем мозг в молодости, тем дольше он остается работоспособным в старости.