Мне очень повезло с процессом обучения логопедической специальности. Я попала в последний выпуск, у которого в дипломе написано «специалист», в отличие от современных бакалавров и магистров. Оказывается, это очень ценится работодателями.
Я застала многих великих, тех, кто уже в силу возраста сейчас не работает или их уже нет с нами.
Я общалась с самыми значительными фигурами современной логопедии.
Например вот:
Татьяна Борисовна Филичева.
Она самый однозначный последователь
Розы Евгеньевны Левиной. Практически все ее научные труды базируются на выводах и заключениях, сделанных Розой Евгеньевной. Но тут будем прямы - какие логопедические работы не базируются в наше время на работах Розы Евгеньевны? А у Татьяны Борисовны они прямо вот как будто это сама Левина свои исследования продолжала. Филичева даже выделила IV уровень речевого развития к трем уже имеющимся, описанным Розой Евгеньевной.
А еще профессор Филичева очень много времени посвящала методической и организаторской работе - большинство логопедических садов в нашей стране работают по программе, которую создала Татьяна Борисовна. Подавляющее количество конференций, симпозиумов и семинаров не проходит без организаторского участия профессора.
Татьяна Борисовна очень специфически общается с аудиторией. Такое ощущение, что она скучает по детскому саду, работе в котором отдала большую часть своей жизни.
- Тааак. Спинки прямо, животики втянули. Глазки на меня. Девочки, хором повторяем «Йо-та-цизм». Кто на экзамене ошибется, на диплом может не рассчитывать.
Не важно, что многим девочкам на тот момент было уже под пятьдесят, и втянуть живот им было весьма проблематично, равно как и произнести без запинки «Йотацизм».
Поэтому многие ее недолюбливали.
Я, в общем, тоже «йотацизм» не сразу смогла проговорить, но патологическая тяга к справедливости всегда толкала меня на необдуманные поступки. Например, когда я наблюдала какую-нибудь мадам, которая, вяло ковыряясь в оливье, купленном в студенческой столовой, рассуждала, что она «.. не приемлет научное значение работ Филичевой и не считает ее вклад в науку достаточно весомым, чтобы вставать, когда Филичева входит в аудитории перед лекцией», мне всегда хотелось положить перед ее оливье книжку с рабочими программами и спросить, а что она, мадам с оливье, конкретно сделала для российской логопедии, кроме того, что съела несъедобный салат и спасла какого-то логопеда (вероятно) от расстройства желудка.
А еще Татьяна Борисовна - мой личный мотиватор.
Когда-то я первый раз сдавала логопедию на третьем курсе. Ну то есть это был мой первый экзамен по логопедии (мы потом такой каждый семестр сдавали). Принимала у нас Татьяна Борисовна. Боже, какую же ахинею мы несли во время ответа. Ага, и я в числе первых. Я путала даты, отчества и фамилии. Нет, ну а вы скажите, может ли среднестатистический человек без должной подготовки понять, чем отличаются Трауготт от Гриншпуна и что Волкова Г.А. и Волкова Л.С. - это два разных человека, даже не муж и жена? Я с испугу даже сказала, что концепцию общего недоразвития речи сама профессор Филичева и разработала, на что она страшно напряглась: «Не надо мне чужое приписывать». Видать, до сих пор расстраивается, что опередили ее в этом.
Татьяна Борисовна тоже была в своем репертуаре. Нас запускали в аудиторию по 10 человек, где мы усаживались за длинный стол, во главе которого сидела сама Филичева. Мало того, что списать было совершенно нереально в таких условиях, она еще периодически дергала нас своим: «Девочки, положили ручки, руки перед собой, глазки на меня». Ну то есть даже если что-то и знаешь хотя бы отдаленно, с мысли сбиваешься запросто. Нет, нам конечно же в честь первого экзамена поставили всем четверки (пятерок, кстати, не было ни одной). Но осадочек-то остался.
А после экзамена все решили воспользоваться моментом и заполучить автограф на свежекупленные книги Татьяны Борисовны. Я, пребывая после своего супердебюта в полукоматозном состоянии, оказалась последней и подошла к столу уже в момент, когда наша звезда поднималась из-за стола.
И тут этот неловкий момент, когда думаешь: «Зря я сегодня каблуки обула». Несмотря на все величие и монументальность, с которым Татьяна Борисовна стоит за кафедрой во время высоконаучных докладов, рост у светила современной логопедии где-то в районе 150-155 см. Ну то есть когда она встала около меня, ее макушка была в аккурат у меня под грудью.
Уж не знаю, это ли послужило причиной, или просто так совпало, или устала профессор от нас, но надпись в моей книжице служила поводом для веселья у нас в группе все последующие года обучения. Дома тоже не раз проходились по моей способности произвести впечатление на экзаменатора.
Потому что если другим она написала что-то типа «Карьерных высот и великих достижений», ну или «Великих открытий и семейного счастья», то у меня в книге надпись гласит следующее:
Ага. Именно так «Успехов в личной жизни». То есть я не тяну даже на «счастье в семейной». Я на столько глупа была во время ответа, что о реализации в специальности надо вообще забыть, семейная жизнь с такими глупыми индивидуумами - это нонсенс, а вот в личной можно надеяться, что успех ко мне повернется лицом, кто-то выпьет достаточно водки клюнет.
В общем, первое время самооценка моя упала ниже плинтуса, а потом я взбодрилась и решила, что, в конце концов, у Татьяны Борисовны специальность не семейные отношения, не ясновидение и не гадание на номерах экзаменационных билетов.
Поэтому, когда мне себя жалко или просто лень, я вспоминаю ту надпись и иду заниматься делом. Очень помогает.