Это - Роза Евгеньевна Левина.
Чудесная женщина.
Наше все в логопедии.
Очень ее уважаю за то, сколько она сделала для нас, и логопедов, и родителей детей с нарушением речи. А еще она на всех фотографиях получалась очень трогательной и нежной. Ну, мне так кажется, во всяком случае.
Роза Евгеньевна - одна из любимейших учениц Льва Семеновича Выготского. Да-да, того самого. Говорят, их было пятеро самых-самых: А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, Л.И. Божович и Л.С. Славина и она, Роза Евгеньевна. И каждый стал основоположником какого-то нового направления дефектологии. Вот Роза Евгеньевна, например, стала логопедом. Первым настоящим (в нашем понимании) логопедом. Она работала с неговорящими детьми - алаликами, она работала с дисграфиками, а во время Великой Отечественной войны она работала в госпитале, где восстанавливала речь у раненных, то есть работала с афазиками. Очень много времени и сил она посвятила работе с общим нарушением речи. А еще ее мегаум принес мегапользу в виде психолого-педагогической классификации речевых нарушений. В противовес клинической, которую, к слову сказать, разработал выдающийся немецкий невролог Адольф Куссмауль. Она тоже хороша, но для медицинских целей, не для педагогических.
И именно в психолого-педагогической классификации впервые звучит термин «Фонетико-фонематическая недостаточность». Да, ее Роза Евгеньевна выделила. И сейчас я попробую поподробнее рассказать, что это за зверь.
Цитирую Татьяну Борисовну Филичеву: «Фонетико-фонематической недостаточность (ФФН) - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное незавершенностью фонематических процессов у детей с сохранным физическим слухом и интеллектом». То есть ребенок плохо произносит звуки из-за того, что не различает (или плохо различает) на слух звуки родного языка.
Строго говоря, логопеды различают понятия фонематический слух и фонематическое восприятие (да-да, это страшный сон, больной вопрос студентов-логопедов).
Фонематический слух - это способность различать звуки на слух, то, что у ребенка по идее само должно развиться примерно к полутора годам (если точнее, к году и семи месяцам). Например, отличить кашу от Маши или не путать сок и сон.
На базе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие. А вот над этим умение приходится потрудиться и ребенку, и специалисту, и родителям. По идее, этим навыкам надо учить каждого дитя, который собирается поступать в первый класс. Навыки эти называют «звуковой анализ» и включают они в себя умение определить, есть ли заданный звук в слове, где он там находится (в начале, в конце, середине), с какого звука слово начинается, на какой заканчивается, сколько там этих звуков всего.
Обычно когда родители слышат это, они восклицают: «Ого!». На самом деле ни капли не «ого!», дети прекрасно справляются с такими заданиями при должной подготовке.
Какой же она должна быть, должная подготовка?
Как вы уже догадались, ФФН - это та же
ВПФ, слуховое восприятие, поэтому начинаем с работы над всеми высшими психическим функциями, уделяя особое внимание отстающим. Правда, в 9 из 10 случаев отстающей функцией является (не поверите!) слуховое восприятие.
Поэтому поехали.
На начальном этапе в особо тяжелых случаях - работа с неречевыми звуками:
· Это кошка мяукала или собака лаяла?
· Что звучало? (ребенок слушает с закрытыми глазами, а потом выбирает из разложенных перед ним предметов - можно пошелестеть бумагой, пошуршать полиэтиленовым пакетом, использовать разные погремушки, пищащие игрушки, различные простенькие музыкальные инструменты.
· Где звучит? (спрятать где-то в комнате «поющую игрушку», пусть ребенок найдет).
· Я очень люблю простейшее пособие, которое можно сделать за 5 минут своими руками, ну, не за 5, за 10 максимум. Время на поедание нужного количества киндерсюрпризов я не считаю - в контейнеры от киндеров (те, что внутри яйца хранят игрушку) насыпают разные наполнители - песок, крупа, манка, горох, монетки и т.д., по два контейнера, а потом просят ребенка найти пару, которая звучит также. Дети всегда очень веселятся и любят такое развлечение. Важно, чтобы контейнеры внешне были совершенно одинаковыми. Их можно украсить - завернуть в одинаковые оберточные бумажки, чтобы стали похожи на конфеты. Только детей предупредить, что конфеты - не настоящие. А то были случаи, когда пытались тайком съесть.
Позже переходим к речевым звукам:
· Хлопни, когда услышишь заданный звук (выделение заданного звука из ряда звуков).
· Выделение заданного звука из ряда слогов.
· Выделение заданного звука из ряда слов (выделить слово, в котором данный звук есть)
Дальше - интереснее:
· Выделение первого звука в слове. Начинать следует с ударных гласных, произносить медленно, утрировано, выделяя искомый звук всячески голосом и мимикой (муж, когда в первый раз услышал, как я завываю «ААААААист», поинтересовался, все ли у нас с учеником в порядке, а то, говорит, орешь как потерпевшая).
· Выделение последнего звука в слове - тоже начинаем с гласного ударного, например, кино, вино, домино, дожди, зима.
· Потом переходить к безударным гласным.
· А потом уже - к согласным. Вот тут надо очень осторожно. По правилам орфоэпии не все слова звучат как пишутся, поэтому «гриб» для данного упражнения категорически не подходи - как ни крути на конце [Б] не получится, только [П]. Кстати, то же можно сказать и о безударных гласных (отмотайте, пожалуйста, чуть-чуть назад) - ни окно, ни очки в качестве первого безударного [О] не сработают.
А потом - самое интересное.
Звуковой анализ слова.
Обозначение фишечками звуков по порядку (красные - гласные, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), определение количества слогов в слове, определение ударного слога, подсчет общего количества звуков, сколько гласных и сколько согласных.
А теперь самый интересный вопрос - а зачем? Почему это важно?
Во-первых, если ребенок не слышит звук, он его и произнести не сможет правильно. Или не захочет. Например, нет разницы для него между [С] и [Ш], он и будет произносить что-то среднее и невразумительное.
Другое последствие - если ребенок не вылавливает нужную последовательность звуков, мы вполне можем наблюдать нарушение слоговой структуры слова (тут особенно отмечу, если есть слоговая структура слова - однозначно у ребенка ФФН, но не при каждом ФФН страдает слоговая структура) .
И еще один, очень важный момент - нарушение письменной речи, то есть чтения и письма. Тоже вполне логичное последствие. Если ребенок не понимает, в какой последовательности звуки в слове идут, и сколько их, этих звуков, то и написать правильно не сможет. И прочитать тоже. Даже если все буквы выучит, он не поймет, что именно вот эта последовательность соответствует конкретному слову, которое у него в голове совершенно по-другому звучит.
Как-то так.