Решила я воспользоваться своим положением «почти уволившейся» и на групповом занятии отойти от плана и программы для подготовительной группы.
И вот, вместо того, чтобы сравнивать двух насекомых (как было запланировано), мы с детьми читали чудесную сказку «Принцесса на горошине».
Правда, печально, что из присутствовавших 23 человек смогли вспомнить кто такой Ганс свет Христианович не больше пяти, да и те назвали по одной лишь сказке. И в этот список «Прицесса на горошине» не входила.
Книжка у меня чудесная, 1971 года издания, с правильным переводчиком, с правильным художником. За это спасибо свекрови, которая все детские книжки покупала в двух экземплярах - один отдавала детям, а другой припрятывала. Так мой муж унаследовал кучу раритетов, от которых даже я, весьма далекая от изобразительного искусства, прихожу в неописуемый восторг. А теперь и моим детям в саду кусочек счастья перепал.
Даже воспитатели сидели, открыв рот.
Ну и, конечно, как всегда бывает при шаге в сторону от накатанной программы, приключилась масса курьезов.
Ну, во-первых, господин Андерсен не в курсе, но ему приписали авторство и Царевны-Лягушки, и Лягушки-Путешественницы и даже Паровозик из Ромашкино тоже, оказывается, его.
На мои мечтательные рассказы о маленьком королевстве Дании, где жил сказочник, дети оживились - А почему его тогда не Даней зовут?
Когда разбирали момент, почему же у принцессы с утра было плохое настроение, девочка Катя совершенно серьезно сказала:
- Потому что она проснулась вся в прыщах!
- В прыщах? Все-таки в синяках, а не в прыщах.
- А почему же она тогда расстроилась?
Старшая сестра Кати переживает жестокий пубертат, и девочке в принципе не понять, зачем расстраиваться из-за синяков, тем более что они не на лице.
Когда я поинтересовалась у детей, чему учит эта сказка, варианты были один другого лучше:
- Не забывать дома зонтик.
- Не есть испорченный горох, который валялся неизвестно где, не таскать его из кунсткамеры.
- Самой стелить постель.
- Самому стелить постель для своей невесты, чтобы мама какую гадость не подложила.
- Не открывать по ночам в бурю дверь незнакомым.
Я так и не смогла услышать ожидаемого - не надо встречать людей по одежке!
А для меня в этой сказке есть еще одна мораль, которую я бы не решилась детям из сада поведать, - не торопись с выбором. Если уж ты решил, что жена должна быть из настоящих принцесс, будь добр, потерпи, подожди и не проворонь свой шанс.
И, конечно же, не мог не отличиться мой любимый мальчик Петя. Посреди занятия он решил поделиться с нами недавно приобретенными знаниями:
- А вот еще раньше жил такой изобретатель Леонардо да Винчи…
Мне пришлось его прервать и посоветовать лучше сказать что-нибудь о принцессе, в крайнем случае, о Гансе-Христиане Андерсене.
И когда в конце занятия я решила с детьми повторить имя автора сказки, вся группа мне бодро отрапортовала:
- Леонардо Христиан.
Вот теперь пойдут у родителей разговоры, что логопед не знает, кто «Принцессу на горошине» написал.
А вообще печально. Я уже не поднимаю вопрос, почему детям дома не читают Андерсена, потому что уже самое время спрашивать, почему детям дома вообще не читают.
Но вот почему у нас такая тоскливая программа, от которой детям откровенно скучно? Я ни в коем случае не хочу усомниться в достоинствах таких столпов литературы, как Кассиль, Толстой, Ушинский. Но те произведения, которые выбраны для детского сада, способны напрочь убить еще не появившееся желание читать. А вот увлекательный Драгунский, волшебный Андерсен, невероятная Линдгрен … - почему их не читают в саду?
Чтобы не заканчивать на грустном, делюсь с вами красивыми картинками из книжки: