Слоговая структура речи и прочие чебурашки

Apr 22, 2015 19:00

Когда мой старший, по всем параметрам логопедический, ребенок научился выговаривать звук [Ш], я была на седьмом небе от счастья. По большому счету, мне казалось, что чего-то еще и желать не надо, если вспомнить, какие сложности нас ждали в самом начале пути. У ребенка была нехилая дизартрия, спазм мышц корня языка, поэтому все разнообразие согласных у нас сводились к двум - [Г] и [К]. Вот попробуйте что-нибудь произнести, выговаривая вместо согласных эти звуки в произвольном порядке, и вы поймете, как звучала речь моего ребенка в 4 года.
А тут вдруг и [С] появился, и [З], и мягкие их братья. В тот момент мне казалось, что [Ш] - это уже высший пилотаж. А [Р], ну что [Р], живут же и без него люди.
Но, как всякая ответственная мама, я понимала, что звуки - это еще не все. Надо развивать речь. И вот в очередном приступе «поразвивать речь», я решила обсудить с сыном свежепросмотренный мультфильм про Чебурашку и крокодила Гену.
- А потом пришла Капляшак.
- Кто?
Пауза. Ребенок собирается с мыслями.
- Капляшак.
- Сыночек, ее зовут Шапокляк.
- Ну да, я же говорю - пришла Капляшак.
- Скажи: ША
- Ша.
- ПО.
- По.
- КЛЯК.
- Кляк.
- ША-ПО-КЛЯК.
- Ка-Пля-Шак.
Следующие пара недель были посвящены тому, чтобы научить ребенка произносить фамилию зловредной старушки. Было видно, что ребенок старается, очень. Сам переживает. Но вот сказать правильно не может.
За это время в нашем лексиконе появились такие слова, как БАТУРЕТКА (табуретка), ГАБАУМ (шлагбаум) и (о ужас!) МАМОКАТ (вместо самоката). Это при том, что раньше таких проблем не было, все эти слова использовались часто и правильно.
Ответ я нашла в каком-то логопедическом паблике. Он (ответ) назывался  «нарушение слоговой структуры речи».  И совершенно фееричный совет - играйте в счетные палочки.
Не смотря на весь мой скепсис относительно палочек, помогло. Через какое-то время ни Шапокляк, ни Гена, ни даже Чебурашка сложностей уже не вызывали.
А теперь я даже могу объяснить, почему это не могло не помочь.
Любая логопедическая работа начинается с формирования психологической базы. Наших любимых ВПФ.
Конкретно для работы над слоговой структурой нам нужны такие возможности, как:
·                   Чувство ритма (это у нас операции сериации, классификации, сравнение);
·                   Фонетико-фонематические процессы (речевой слух);
·                   Умение планировать свои действия;
·                   Память.
Если с последними тремя  все более-менее понятно, то про чувство ритма я расскажу поподробнее.
К сожалению (или к счастью) умение выделять ритмический рисунок требуется не только при поступлении в музыкальную школу, но и в повседневной жизни тоже. И это умение можно развить.
Начинать надо со зрительных упражнений - зрительно мы все воспринимаем легче, чем на слух.
Вот несколько из них:
Цветовая дорожка - облегченный вариант - выложить какую-то последовательность из цветных фигур одинаковой формы и попросить ребенка внизу повторить последовательность (в нашем случае были те самые счетные палочки, но можно и картонные кружочки, и пластиковые разноцветные крышечки, все что угодно одинаковой формы).
Позже можно попросить ребенка попробовать уловить закономерность и продолжить ряд (например, когда разные цвета чередуются два через два или два через один).
Высший пилотаж - подключить еще и разные формы, например, красные и желтые яблочки и груши.
Найди кусочек - выложить последовательность разноцветных фигур, а под ней фрагмент длинной цепочки, скажем, из трех элементов, и попросить ребенка найти такой кусок в длинной цепочке фигурок.
Упражнения со звуком. Тут то же самое, только ребенок не смотрит, а слушает. Отстукивание и отхлопывание разных ритмических рисунков (начинаем с очень простых!) Различные последовательности звуков или слогов, которые сначала надо просто повторить, потом найти закономерность и продолжить ряд. Можно брать разные элементы или чередовать громкие/тихие, высокие/низкие с разной закономерностью.
Когда психологическая база уже готова, следует переходить к речевому материалу.
А вот тут я позволю  себе немножко потеоретизировать.
Несмотря на кажущуюся однозначность названия, нарушение слоговой структуры может быть как на уровне звуков и слогов, так и на уровне слов и предложений (это чаще уже к письменной речи относится)
Самый главный корифей по работе над слоговой структурой, Аэлита Капитоновна Маркова выделила 13 (пишу большими буквами ТРИНАДЦАТЬ!) классов слов по степени слоговой трудности. А Светлане Евгеньевна Большаковой и этого показалось мало, она выделила еще четырнадцатый.
По видам нарушений выделяют:
·        Элизии (сокращения);
·        Итерации (добавления);
·        Персеверации (застревание на одном элементе);
·        Контаминация (искажение, размывание границ слов или предложений);
·        И, наконец, перестановка элементов.
И все это разнообразие требует точной диагностики и конкретно направленной работы.
Видите, как все не просто?
Поэтому я вас очень прошу, если подготовительный этап не дал нужных результатов, пожалуйста, доверьте работу профессионалам, потому что логопедам тоже детей кормить чем-то надо риск наломать дров и огрести никому не нужные осложнения (как я) очень велик.
Еще раз вернитесь к моим действиям в начале поста - вот так делать ни в коем случае нельзя.
Проблемы всегда легче предупредить и решить сразу правильно, чем не правильно и потом исправлять. А проблемы со слоговой структурой - это не просто смешной и трогательный ребенок, который не может длинное слово выговорить, а очередная прямая дорога к дисграфии. Надеюсь, я вас достаточно испугала :)
Не дайте никакой Шапокляк испортить жизнь ни вам, ни вашему ребенку.

слоговая структура речи

Previous post Next post
Up