Мы недавно на работе много говорили о токсичных родителях. Терапии не хватает нам всем, безусловно. И в тот же вечер я сильно порадовалась, что живём мы в России 21 века, а не в Ирландии 120 лет назад. Потому что там выход из токсичных отношений только один - удар лопатой по голове. А потом ещё один, для гарантии.
«Ирландский герой - гордость Запада» - первый мой спектакль пермского театра «У моста». Они приезжали на три дня в Москву, показывали еще «Зверя» и «Яму», но это слишком тяжело для меня. В результате я выбрала третий спектакль. Ведь Сергей Федотов первый, кто начал ставить в России МакДонаха. Сейчас, как я поняла из слов Федотова (он выступил перед началом), пьесы самого знаменитого ирландского режиссёра они не показывают. Но есть ведь Джон Синг!
Действие спектакля происходит в крошечной деревушке на берегу моря .... где ничего не происходит. Мужчины пьют, кто-то уже уехал в Америку (такой вариант выхода из положения рассматривается). Женщины отчаянно тоскуют. Всем нужен Герой.
Но «кто может стать героем в глазах типичных представителей народа, проводящего свои дни в беспробудном пьянстве, мелких потасовках и прочих «прелестях» жизни в глухой ирландской глубинке» (это из анонса спектакля). Про народ, конечно, обидно. Я бы сказала, что ирландцы очень похожи на нас (и об этом говорят многие), но мне кажется, что в русской деревне такого произойти бы не могло. Лопатой по голове да, легко, картошку и мы копать умеем (еще одно роднящее два народа действо). Но чтобы русская девушка так отчаянно «влупилась» в убийцу, как Пегин Майк - нууу, не знаю, не знаю.
Ещё одна мысль вдруг пришла в голову, кстати. Если мы говорим о токсичных родителях сейчас, как правило, это мать. Отцовской фигуры во многих семьях не наблюдается вообще. В спектакле же наоборот - ни у кого из главных героев Маша и Дубровский, Пегин и Кристофера, нет матерей. Умерли родами? Совсем молодыми? Не важно, о них просто не говорится ни слова. Есть только отцы. Ужасные отцы, медленно убивающие своих детей. И логично получающие лопатой по голове.
Спектакль страшный в своей безысходности (билет 4-го класса в Америку фигурирует, но вдруг это нижняя палуба «Титаника»?). Декорации соответствуют - все действие происходит в комнате деревенского кабака, все очень лаконично, серо-коричневого цвета, бедно. Так же одеты и все жители ирландской деревни - и девицы на выданье, и мужчины.
Но там пылают настоящие эмоции, через край - по-ирландски. Любовь - так с первого взгляда, и до ненависти там полшага. Восхищение и тут же толпа низвергает своего героя. Годами пестуемая ненависть сменяется «Пойдем, папа!»
Не знаю уж, чему там смеялся весь зал. Меня такие спектакли вымораживают. Слишком больно, как от «Утиной охоты» в Эт Сетера несколько лет назад. Но я поняла, за что так любит Федотова московская публика (зал был полон). Это уродство и безысходность завораживают. Тем более, что все мы знаем, как силен и отважен народ Ирландии. И все это они превозмогут. Хотя пьют (по слухам) все так же отчаянно.
ОГРОМНОЕ спасибо за приглашение Наташе
pamsik и самому культурному сообществу московских блогеров
moskva_lublu #осеньвкармане