Инстербург. Циркульное паровозное депо

Feb 25, 2021 09:40





Одно из самых необычных зданий «старого Инстербурга», в которое может войти любой желающий.



Циркульное паровозное депо 1870-х годов - самый ценный инженерный памятник Черняховска



(с - varandej) У Ильи же прочитала, что

«Циркули» - это второе поколение депо после архаичных «паровозных сараев», осталось их очень мало. В «материковой» России есть огромные «циркули» Николаевской железной дороги конца 1840-х годов, но в ужасном состоянии и на грани сноса, да и здесь депо не в лучшем виде и занято автостоянкой.

Не то, чтобы автостоянка, но что угодно. Дима говорит, что там была и автошкола, и стоянка. Когда  мы заходили туда летом 2011 года (черт, уже 10 лет прошло) там, кмк был автосервис.

Но зайти можно легко, видимо, уже привыкли к туристам.



Самая большая ценность депо - купол Шведлера.

Иоганн Вольфганг Шведлер был верховным инженером Пруссии, в Инстербурге под его началом был создан уникальный свод, который прозвали «Парящая сталь».

Год возведения депо под куполом определяется косвенно, по деталям: сплошные пруты-диагонали шведлеровского купола, без натяжных колец, заставляют датировать постройку до 1875 года. О том же говорят и составные, из уголков, профили его рёбер, и подпружные фермы внешнего нефа, и филенчатые цоколи чугунных колонн. Общий пролёт зала, превышающий 25 м, заставляет сдвинуть проект на не ранее 1870 года, а строительство на 1871-1873 годы.

Здание следует шнейдемюльскому прототипу, но с отклонениями. Так водокачки была постройка отдельной, без соединительного перехода, со службами в нижних этажах. К ней в ряд пристроена целая шеренга полутораэтажных домов железнодорожных служащих.
Позднейшей встройкой три отсека депо были выделены в особые двухэтажные мастерские, «дом в доме». Утратились вентиляционные трубы, отмечавшие каждое паровозное стойло: вероятно, это произошло при замене кровель, лёгких толевых по деревянной обшивке.

Отказ от поворотных кругов внутри здания объясняют габариты шедших на осмотр паровозов: под купол, в круг его 16 колонн, помещались лишь 15 машин с базовым расстоянием до 11,50 м, а таких к рубежу веков почти что и не оставалось. Локомотивы системы многих единиц не помещались даже в открытый двор радиального депо! До конца 1950х годов депо служило ремонту и промывке паровых кранов; с 1960х под куполом разместились автопредприятие и школа ДОСААФ. Проект InsterGod



Жаль только, что до этого архитектурного чуда никому нет дела :( Все комнатушки и конторки прячутся в радиусе депо, а крыша постепенно разрушается. Но! что самое прекрасное - гугл говорит нам, что сейчас там размещается автоцентр «Купол Шведлера». То есть  они как бы в курсе.



В Германии или там, где она раньше была, таких циркульных депо было шесть: два в Берлине, один в Инстербурге (теперь СССР Россия) и три в Польше - Пила (Шнайдемюль), Быдгощ (Бромберг), Тчев (Диршау).



Вид на купол с ж/д моста. В здании в центре кадра много лет проработал свёкр, это уже цеха станции «Черняховск»



По мосту можно пересечь железную дорогу. А можно и не пересечь. Как-то рандомно вход на него бывает закрыт. Видимо, граница то на замке, то ниочень.





Потому что с моста видна вся станция :)



Про вокзал я уже рассказывала, несколько лет назад.



Водонапорная станция рядом с депо, тоже конечно же немецкая



Вообще, район рядом со станцией (немецкие дома) сохранился очень неплохо. Тут же, на Железнодорожной улице, тянется целый ряд прекрасных кирпичных домов.



Каждый раз я снимаю эти проступившие через слои краски немецкие буквы



Вы думаете, это магазин или представительство всемирно известной европейской фирмы?



А вот фигу! У российских собственная гордость.



На самом деле немножко смешно. Интересно, что это за старая вывеска? Удалось нагуглить, что Bade Anstalten - фирма, уже 100 с лишним лет производящая средства для красоты и здоровья. И есть купальни с таким же названием - в Дании! Так что действительно, скорее всего было представительство.

А еще тут есть явно заложенные гаражные или конные (?) въезды и вообще много прекрасного.



По Черняховску можно бродить бесконечно! И это хорошо. А вообще, глядя на эти «картинки» я вдруг поняла, что конечно очень хотела бы увидеть Инстербург 80 лет назад. Я столько ходила по нему, фотографировала вперемешку немецкое и советское. Но вот увидеть настоящий живой город. С его трамваем, всеми кирхами, домами. Да, разрушено не много, и многое осталось, но....

«А все-таки с удивительными удобствами, хорошо живут немцы. Как у них все камень к камню, прилажено, обстругано, подчищено. Ширина и распланировка улиц, тротуары, которые свободно могли бы быть под стать нашим столицам, постройки; везде цветники, сады, скверы; перед особняками палисадники с изящными клумбами; все это производит, надо отдать справедливость, очень благоприятное впечатление. В саду лазарета около артиллерийских казарм, обращенного ныне в госпиталь Красного Креста, - все деревья с дощечками, на которых названия видов растений; видно, все это со старанием и любовью садили и за всем следили и ухаживали не менее, чем в специальном ботаническом саду» - так писал про Инстербург образца 1914 года русский офицер Петр Александрович Аккерман. Думаю, что мой дедушка в 45-м тоже бывший в Инстербурге, мог бы сказать то же самое.

#наулицезима

***

Пост про вокзал Черняховска

Кёнигсберг и Восточная Пруссия, История, #наулицезима, Транспорт, Черняховск-Insterburg, Лето-2011

Previous post Next post
Up