Это пятый и последний из рассказов о Маугли (с) Заканчивается осень-2020, надо уже дорассказать вам о прекрасном сентябрьском путешествии по Ивановской горке.
Там было много и прекрасного, и ужасного, и интересного, а закончу я таким тоже культовым для многих местом, как знаменитая нотопечатня Юргенсона
На самом деле это часть знаменитых палат Украинцева (про них я рассказывала в предыдущей серии)
Бу-бу-бу, палаты 1665 года постройки, здание выстроено в форме буквы «Г» (хотя там уже яти давным-давно), выкуплены казной для размещения (с 1770 года) Московского главного архива.
И тут для меня, как выпускницы соответствующего факультета МГИАИ начинается самое интересное :) В соответствии с требованиями к подобным учреждениям, дом переоборудовали: установили железные двери, решетки и ставни на окнах, деревянные полы на верхнем этаже заменили на чугунные. Здание стояло вдали от других домов, поэтому угрозы пожара для него почти не существовало. Все старинные грамоты и свитки были упорядочены, им не угрожала сырость, они были в безопасности от крыс и мышей. Один из служителей архива писал: «Здесь уже не нужны были кошки, которые в 18 столетии положены были по штату во французском Королевском архиве». После проделанной работы по упорядочиванию документов, архив стал доступен для учёных.
Умели люди работать! Даже кошки были не нужны!
Но к середине XIX века небольшое на самом деле здание перестало вмещать накопленные документы. Архив был перенесён в разные места: самые древние и ценные документы попали в Оружейную палату, где был открыт отдельный зал, древнехранилище. В 1874 году Архив целиком переехал в здание Горного правления (бывшие палаты Нарышкиных) на углу Воздвиженки и Моховой.
И в 1875 году палаты были переданы Московской консерватории, здесь расположилось Московское отделение Русского музыкального общества, появилась типография Юргенсона, в которой были впервые опубликованы почти все произведения П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других композиторов рубежа 19-20 вв., в том числе и запрещенные к исполнению цензурой. Чайковский хорошо знал эти места, гостил у своего друга, издателя Юргенсона в Колпачном. В 1895 году друг Чайковского, архитектор И. А. Клименко, пристроил к палатам 4-х этажное здание, где разместилась нотопечатня Юргенсона (№ 7-9, строение 2).
Я ужасно люблю твой отставной архив с его феноменально толстыми стенами, с его живописным положением и характерностью, - писал Чайковский Юргенсону.
Каких годов этот ремонт, затрудняюсь ответить :(
В 1998 году правнуком издателя был основан БФ «Фонд П. И. Юргенсона», сейчас его возглавляет пра-правнучка Анастасия Юргенсон.
Деятельность фонда, конечно, в основном связана с классической музыкой, ну а как же иначе
Гостиная Юргенсона!
Идем в гости. Фактически музей -истории Москвы, музыки, одной фамилии, Хохловки, Солянки, чего угодно!
там по-моему тоже можно зависать сутками 0_0
*шепотом* если честно, после такого изобилия всего культурного в тот момент уже хотелось спать сидеть и тупить в прекрасный потолок
Очень опасная обстановка в салоне! Главное, не садиться на мягкие диванчики
Александра Юргенсон, хозяйка салона. С ней тоже говорили о судьбе всего квартала. Она, конечно, первая заинтересована в сохранении и здания, и ауры, и репутации.
Вот такой длинный рассказ. Кстати, история, конечно же продолжается, работы ведутся, и 20 ноября, в Хохловском переулке при поддержке инвесторов реставрации палат дьяка Украинцева открылась уличная выставка, посвященная 180-летию П.И.Чайковского и 355-летию дома нотопечатни П.И.Юргенсона.
Дружба, подарившая миру величайшие произведения, стала одним из ключевых мотивов экспозиции. Петр Ильич Чайковский и Петр Иванович Юргенсон познакомились в 1860-ые, когда Чайковский приехал преподавать в Московскую консерваторию. Издательство П. Юргенсона только набирало обороты, Петр Ильич великолепно знал нотную грамоту и иностранные языки, писал учебники для консерватории. Первое время Чайковский работал в типографии Петра Ивановича корректором и только спустя некоторое время нотный издатель убедил его начать печататься, и с этого момента мир узнал великого композитора.
Тема исторического и музыкального наследия места раскрыта в современных визуальных решениях. Гости постоянной уличной экспозиции могут ознакомиться с хронологией развития территории в границах Колпачного и Хохловского переулков, ее различными историческими этапами, а также увидеть архивные фотографии и прочесть интересные факты из жизней великого композитора и известнейшего нотного издателя.
Кто-то уже был там, пробегал мимо? Я еще нет, но можно будет доехать посмотреть, думаю, выставка там надолго.
****
Часть 1.
Ивановская горка. 2020 Часть 2.
Колпачный, 7. Тлн и бзсхднсть (с) Часть 3.
Школа-институт международного рабочего движения Часть 4.
Гиперион Часть 5.
Палаты Украинцева #блогерскаяосень