Церковь Сен-Сюльпис (фр. l'église Saint-Sulpice) названа в честь святого Сюльписа (Сульпициуса Благочестивого), архиепископа времен Меровингов, жившего в VII веке. При раскопках в XVIII веке здесь была найдена могила, датированная X века, так что святая земля, следовательно часовня или церковь были здесь уже 1000 лет назад.
Современная церковь была заложена 20 февраля 1646 года самой Анной Австрийской (правда, есть еще версия с герцогом Орлеанским). И вообще, д’Артаньян (по книге) жил в доме напротив, да и Атос тоже недалеко, на соседней улице.
Строили церковь очень долго, сменилось три архитектора - Кристоф Гамар (Christophe Gamard), Луи Лево (Louis Le Vau), Даниель Гиттар (Daniel Gittard). В 1678 года строительство было приостановлено «из-за недостатка средств». Перерыв составил 41 год!!! Стройка возобновилась только в 1719 году. И строили церковь еще 160 лет, до 1870 года.
Перед церковью стоит фонтан Четырех Епископов. Примерно в 1833 году в Париже было установлено около 1700 питьевых фонтанов, некоторые сохранились до сих пор и не только самые простые «колонны»
но и вот такой огромный и красивый. В отличие от многих церквей он пережил все войны и революции. В нишах фонтана установлены статуи четырех епископов - Жака Боссюэ, Франсуа Фенелона, Эспри Флешьера и Жан-Батиста Массилона.
Внутренний объем Сен-Сюльпис - огромный крест.
Большой орган церкви Сен-Сюльпис - третий по величине во Франции. Он был создан в 1844 Кавайе Колем, насчитывает 5 клавиатур на 7 октав.
Сен-Сюльпис очень «литературная» церковь. Дюма уже вспомнили. Жюль Верн в В «20 тысяч лье под водой» упоминает венецианские раковины, дар Франциску I, которые были установлены при входе в церковь, как кропильницы. В церкви венчался Виктор Гюго, она упоминается в романе романа Бальзака «Блеск и нищета куртизанок».
Но самая главная, новая и «модная» литературная ассоциация с Сен-Сюльпис - «Код да Винчи» Дэна Брауна
«... и каждый говорил Сайласу одно и то же: что краеугольный камень весьма хитроумно запрятан в укромном месте, в одной из древнейших церквей Парижа - Церкви Сен-Сюльпис»
Медная полоса, проходящая через пол собора - древний «гномон», или «парижский меридиан», линия Розы. Он разделяет церковь по оси, с севера на юг. Черта идет по полу здания, заканчивается на верхушке высокого обелиска, является линией, соединяющий южный и северный полюса. До того, как нулевой меридиан в 1884 году «перенесли» в Гринвич, именно здесь начинался отсчет меридианов. Говорят, что раз в год, в полдень 21 декабря, дня зимнего солнцестояния, солнечный луч оказывается прямо на этом квадрате, а потом доходит до самого обелиска. Древние «солнечные часы» - остаток языческого храма, когда-то стоявшего на этом месте. Где-то здесь Сайлас пытался найти Святой Грааль.
Сейчас в Сен-Сюльписе не очень любят Дэна Брауна, потому что после выхода романа фанаты пытались докопаться до правды и некоторых, особо настойчивых, приходилось выводить отсюда силой 0_0
А самая красивая из реальных достопримечательностей церкви - картины Эжена Делакруа, которые украшают капеллы по правой стороне от центрального нефа.
«Святой Михаил, убивающий дракона»
и «Борьба Иакова с ангелом»
Братская могила I-ой Мировой войны
И более старые
Жанна д'Арк
Капеллы
Я очень хотела попасть в эту церковь. И в эту тоже, да. Поскольку это был уже пятый БОЛЬШОЙ храм за день, который мы начали с Нотр-Дам де Пари, то Дима был уже не очень рад. Даже странно, почему :)
Ну уж отсюда мы отправились к Триумфальной арке и дальше «просто гулять».
Это последний пост про Париж, теперь осталась почти вся Барселона 0_0
***
Пост со ссылками на все дни отпуска