Место Встречи Изменить Нельзя (сценарий для дефективчика)

Oct 22, 2024 16:47

Всё действие фильма происходит в одной и той же комнате небольшого пансиона.

ДЕНЬ 1

-- Любопытная заметка в сегодняшнем "Вертухае". [Guardian - прим. перевод.]
-- Ватсон, сколько раз я говорил вам, не читайте советских газет по утрам!
-- Ну почему же, Холмс? По-моему, весьма занимательно. Вот послушайте. Речь идёт о недавно скончавшемся Джиме Симонсе. Он был инвестор и большой филантроп. Самый успешный инвестор всех времён. Его инвестиционный фонд заработал 100 миллиардов, что в пересчёте на годовые соответствует средней доходности в 66%. Что вы на это скажете?
-- Я скажу, что дело тут нечисто.
-- Ах, Холмс! Вы просто привыкли всех подозревать. Джим Симонс был гениальным математиком. И потом, кому-то же надо быть самым успешным инвестором всех времён. Почему бы не Симонсу, хотел бы я знать?
-- Во-первых, потому что гениальных математиков у нас -- как собак нерезаных, однако на поприще инвестиций обычно преуспевают такие как Уоррен Баффет. А во-вторых, потому что "Вертухай" всё время врёт! -- сказал Холмс и весело засмеялся.
-- Ну что, вы Холмс. Это совсем уже какой-то hate speech. Тут только факты и ничего кроме фактов! -- ответил уязвлённый Ватсон, и продолжил читать вслух. -- В 1978 году Симонс покинул академическую науку, чтобы основать инвестиционный фонд, занимающийся трейдингом на рынках товарных фьючерсов, а также торгующий другими финансовыми инструментами на дискретной основе...
-- Так он был инвестор или трейдер? А то я что-то не понял.
-- Да, тут действительно не очень понятно... -- промямлил Ватсон, но тут же добавил уже более уверенно. -- Но вы же знаете, Холмс, что инвестор это трейдер на длинном тайм-фрэйме.
-- Так-то оно так. Только Уоррен Баффет занимался анализом фундаментальных факторов, а трейдер может зарабатывать на арбитраже, ни черта не смысля в экономике и в бизнесе. Чтобы выявлять аномалии рынка статистическим анализом -- тут действительно есть место для гениальных математиков. Только я рекомендовал бы держаться подальше от этого места.
-- Это ещё почему же?
-- Дорогой Ватсон, сколько вы знаете трейдеров, которые стабильно зарабатывают большие деньги на протяжении десятков лет?
-- Признаться, это вне моей компетенции.
-- А я вот знаю одного. Её зовут Нэнси Пелоси. Короче, всё это выглядит очень подозрительно. Бьюсь об заклад, что я выведу этих брехунов на чистую воду!



С этими словами Шерлок Холмс, затянулся трубкой, закрыл глаза и погрузился в новое расследование. Играет соответствующая музыка.

ДЕНЬ 2

Холмс и Ватсон сидят в той же комнате, миссис Хадсон подаёт им чай.

-- Знаете Ватсон, я сегодня почитал кое-что про этого вашего Симонса, и теперь у меня вопросов ещё больше чем вчера.
-- А я то уж было надеялся, что вы почитаете независимые источники, и ваши подозрения развеются. По-моему, всему виной ваше извечное недоверие к "Вертухаю".
-- Как бы не так! У меня такое впечатление, что вся биография Джима Симонса какая-то ненастоящая. Вот например, пишут, что в 60-х гг.он работал в NSA, а так же ещё в одной полугосударственной организации оборонного характера. Чем он там занимался, и с каким успехом -- непонятно. В 1973 г. он уже настолько поднаторел в криптографии, что даже хотел взломать шифр "Люцифер".
-- И что? -- оживился Ватсон.
-- Это всё, что составители биографии сочли нужным сообщить о его успехах за десять лет. "Хотел взломать шифр Люцифер". Ну, молодец. Возможно даже гений.
-- Ну, это ещё ни о чём не говорит.
-- Потом он работал в университете, десять лет был деканом факультета математики.
-- Вот видите! Он был большой учёный!
-- Ватсон! Декан -- это административная должность. В 1968 году его вытурили из полугосударственной шарашки за оппозицию к Вьетнамской войне. Тогда он устроился в университет Stony Brook, и сразу на должность декана! Или как вам понравится вот эта история? В бытность свою научным сотрудником, Симонс вместе с начальником своего отдела пытался основать трэйдинговую компанию iStar, но был разоблачён руководством, из-за чего проект потерпел неудачу. Что значит "разоблачён"? Это свободная страна, никто не может запретить человеку основать компанию. И потом, если ты гениальный трэйдер, так уходи из шарашки, и загребай бабло лопатой. Но он цеплялся за эту должность пока его оттуда не выгнали. А проект, значит, потерпел неудачу. Что-то тут не сходится.
-- У вас есть альтернативная версия?
-- Версий то можно придумать сколько угодно. Например, если они собирались трэйдить на основе инсайдерской информации, полученной из закрытых источников в этой самой шарашке. Однако это просто мои измышления, ни подтвердить, ни опровергнуть которые теперь уже невозможно. Однако у меня такое впечатление, что вся эта история шита белыми нитками.

Холмс покачал головой, задумчиво прошёлся по комнате, достал совю скрипку, и начал наигрывать соответствующую моменту мелодию.

ДЕНЬ 3

Доктор Ватсон застал Шерлока Холмса за просмотром видосиков в интернете.

-- Холмс, неужели вы в ваши-то годы пристрастились к Тик-Току?
-- Нет, Ватсон, это Ютуб. Я просматриваю интервью этого Симонса. И знаете что меня удивляет?
-- Его высокий IQ?
-- Скорее, наоборот. Успешные люди с высоким IQ обычно отличаются смирением. И это не случайно. Если не задавать "глупых" вопросов, ты ничему не научишься; а без смирения это невозможно. Симонс же ведёт себя как типичный начальник широкого профиля. "Я начальник -- ты дурак!" Сравните с выступлениями Чарли Мунгера, Питера Тиля, Наваля Равиканта, да кого ни возьми! У Симонса нету ни смирения Мунгера, ни увлечённости Маска, ни мудрости Равиканта. Я там не увидел вообще ничего. Пустота.
-- Говорят, он жил довольно уединённо, не любил общаться с прессой. Я бы не ожидал слишком многого от его выступлений.
-- Но это ещё не всё! Он рассказывает какую-то историю из собственного детства с таким видом, и с такой интонацией, как будто его заставили выучить этот текст наизусть, и тараторить одно и то же в каждом интервью. Никаких эмоций кроме смертельной скуки! Такого я ещё не видел.
-- А вы, похоже, много слушали в Ютубе успешных инвесторов?
-- Да, и не без пользы. У них, знаете ли, есть чему поучиться.
-- Так почему бы вам самому не заняться трэйдингом, инвестициями, и вот этим вот всем?
-- Нет, я решил, что этот род деятельности не для меня.
-- Но почему же, Холмс? Вы ведь очевидно полгагаете, что высокий IQ и смирение вам не чужды. Так что же вам самому мешает, как вы изволили выразиться, загребать бабло лопатой?
-- Дорогой Ватсон! Этот род деятельности не годится для человека, привыкшего к безупречной логике. По одной простой причине: markets can stay irrational longer than you can stay solvent [рынок может оставаться ирациональным дольше, чем твоя стратегия останется рентабельной].
-- А жаль. Для вас теперь, похоже, никакой род деятельности не годится. Дошло до того, что вы проводите расследование по следам какой-то статьи в "Вертухае", вместо того чтобы расследовать настоящие преступления.
-- Настоящие преступления, Ватсон, раскрывать теперь немудрено. Все преступники хорошо известны и жертвам преступления, и полиции, и всему городу. Их не сажают только лишь потому, что полиция боится обвинений в расизме. Пока преступления совершаются совершенно открыто, дедуктивным методом особо не заработаешь. Впрочем, пока я могу участвовать в кое-каких шахматных турнирах, бедность мне не грозит, с моим-то рейтингом. Досадно только, что преступники теперь совершенно измельчали. Они перестали планировать свои преступления, а совершают их совершенно случайным образом, часто под воздействием минутного каприза, совершенно бессмысленно. Я даже перестал читать криминальные новости -- скукота!

Холмс безнадёжно махнул рукой, закрыл ноутбук, встал с кресла, и не спеша удалился в свою комнату.

ДЕНЬ 4

Ватсон быстро вошёл в комнату где сидел Холмс, и тяжело рухнул в кресло.

-- Ну и денёк выдался сегодня. Работы невпроворот! Травмы, ножевые ранения, интоксикации, суициды, и даже ожоги... Один человек с переломом ребра просидел у нас в приёмной несколько часов, и не дождавшись медицинской помощи ушёл домой. А что я мог поделать? У нас очерёдность. Порядок есть порядок!
-- А ваша медсестра в приёмной тоже имеет обыкновение говорить пациентам сакраментальные фразы: "Не мешайте мне работать!", "Вас много, а я одна!" и т.п.?
-- Все наши сотрудники -- это святые люди. Они беззаветно служат обществу.
-- Не преувеличивайте, Ватсон. Не обществу, а NHS.
-- В данном случае разницы нет.
-- В каком-то случае разница может и не заметна, а во время корона-истерии интересы общества и NHS резко разошлись.

Ватсон поморщился.

-- Опять вы за старое, Холмс! У меня сейчас нету сил спорить...
-- А ведь вы давали Клятву Гиппократа! [в оригинале Холмс сказал "Hypocritic", а не "Hyppocratic" -- прим. пер.] Сотрудник NHS без комплексов исполняет любые фантазии влиятельных господ, причём за весьма умеренное вознаграждение. Вы даже не можете себе позволить отдельную квартиру, и вынуждены ездить на работу полтора часа в одну сторону. Неудивительно что вы возвращаетесь совершенно разбитым.
-- Всему виной -- кризис на рынке жилья. Что же поделаешь, если рынок не справляется с растущим спросом? Ну ничего, наши политики уже работают над этой проблемой, и я уверен, что решение будет найдено в самое ближайшее время. Нужна только политическая воля -- вот моё мнение!
-- Никакая политическая воля не может победить законы рынка.
-- Холмс вы слышали о 15-минутных городах? Скоро нам уже не придётся ездить к чёрту на кулички. Мы все будем ходить на работу пешком, и всё что нужно будет находиться в шаговой доступности! Я стараюсь мыслить позитивно. Я вообще не понимаю всех этих пессимистов. И особенно самоубийц. Жизнь прекрасна, удивительна!
-- ...если выпить предварительно.
-- Похоже, вы сегодня встали не с той ноги. Расскажите-ка лучше как продвигается ваше расследование.
-- С удовольствием! Я как раз прочитал одну статью.

Холмс разворачивает к себе лэптоп и читает вслух.

-- He reduced his commitments at Stony Brook to spend more time trading currencies... Simons, believing financial markets have discoverable patterns through mathematical models, founded Monemetrics. He enlisted Leonard Baum, a mathematician with expertise in hidden Markov models, to develop algorithms for analyzing currency markets. Together, they created a trading strategy... Medallion Fund embraces strategies that appear nonsensical, as they are less likely to be discovered by competitors... The firm increasingly relies on machine learning for self-improvement strategies. Medallion continues to perform exceptionally well, outshining other hedge funds.

Многозначительно поглядывает на Ватсона, и продожает.

-- А вот что пишет CNBC. Unlike most investors who studied fundamentals such as sales and earnings and profit margins to evaluate a company’s worth, Simons relied entirely on an automated trading system to take advantage of market inefficiencies and trading patterns. Дальше они цитируют самого Симонса: "I have no opinion on any stocks. The computer has its opinions and we slavishly follow them." Инвестор, который, по его же словам, совершенно не разбирается в акциях. Что это нам говорит?
-- Что Симонс -- гениальный математик?
-- "Стратегии, которые выглядят бессмысленными". Подобное опсиание более подходит для нумерологии.
-- Просто вы верите в эффективность рынка. Но похоже Симмонс опроверг этого вашего Людвига фон Мизеса.
-- А вы, Ватсон, верите, что достаточно мощный компьютер способен решить задачу, которую вы сами не только решить, но и сформулировать не в состоянии.
-- Ну да! Потому что ИИ, и машинное обучение...
-- В те времена ещё не было никакого ИИ. Но даже если бы и был... Ватсон, давайте рассуждать логически. Вот представьте себе, что вы торгуете на форексе. Нумерология, ИИ, и вся эта матемагия рекомендуют вам шортить доллар. Вы конечно последуете их совету. А потом вам включат волатильность...
-- То есть как это? У нас тут всё-таки не Доминиканская республика.
-- Центральный банк внезапно, вопреки всем прогнозам, поднимет учётную ставку. Вы уйдёте в глубокий минус, а кое-кто заработает миллиарды. Кто бы это мог быть? У кого лучше компьютерные модели?
-- Я понимаю, Холмс, что вы хотите сказать. Модели не могут предсказать поведение отдельного человека.
-- Ну и кто в таком случае заработает?
-- Наверное тот, у кого аналитика лучше.
-- Нет, Ватсон! Тот кто точно знает, что скажет директор центробанка на следующей неделе.
-- Вы намекаете на коррупцию. Но такого человека быстро вычислят, и обвинят в инсайдерской торговле.
-- А чтобы не вычислили, для этого следует замаскировать свою стратегию при помощью псевдоматематической галиматьи. "Стратегии, которые выглядят бессмысленными" тут как нельзя кстати.
-- Да, но откуда у него инсайдерская информация?
-- А вы не забыли, что Симонс был мегадонором Демократической партии? Чуть ли не крупнейшим. Ну а инвесторов его закрытого фонда мы вообще не знаем. И, кстати, почему он закрытый? Фонд взымает с инвесторов комиссионные, и немалые. Зачем ему быть закрытым? Какой в этом смысл?
-- Я понимаю, что Симонс вас раздражает. Ведёт себя словно поймал Бога за бороду. Но у вас нет никаких доказательств.
-- А может он действительно поймал Бога за бороду?
-- Холмс, вы серьёзно?
-- Ватсон, я могу поверить в невозможное, но не в невероятное. Это то, что я называю здравым смыслом. Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнела, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю. Так же и с Симонсом. Я сомневаюсь не в сверхъестественных математических способностях, а в самой этой истории. Однако же если допустить, что кто-то с самого верха сливал ему информацию, всё становится на свои места. В этом случае каждая доселе необъяснимая деталь в этой истории обретает смысл.
-- Холмс, но ведь Симонс был большим филантропом.
-- А, ну да. Прямо как Сорос. Этот тоже немало денег пожертвовал на политику. Возможно это просто операция прикрытия. А вот сколько и кому пожертвовали инвесторы фонда, мы никогда не узнаем. Впрочем, я отнюдь не утверждаю что Симонс занимался коррупцией. Доказательств у меня действительно нет. Однако вся эта история навела меня на любопытную мысль. Если бы я был одним из ведущих политиков, я бы непременно организовал закрытый инвестиционный фонд, куда пригласил бы своих мегадоноров, а директором поставил бы надёжного человека с математическим образованием. Директор получал бы от нашей партии информацию об изменениях учётной ставки, и т.п., а его задачей было бы составление каких-то мутных матемагических схем с целью прикрытия. Фонд зарабатывал бы бешеные миллиарды, инвесторы бы тайно жертвовали их на партийные нужды, а директор получал бы щедрое вознаграждение с условием тратить часть денег на филантропические проекты по своему выбору. Как именно называется этот фонд не суть важно, он может быть тот или иной, но то что подобный фонд должен существовать где-то в нашей реальности -- это мне уже ясно.
-- Но если нечто ходит как утка, и крякает как утка, то это скорее всего утка!
-- Нет, Ватсон, по нынешним временам это может быть что угодно, включая изменение климата. Кстати, не хотите ли помочь климату прямо сейчас? Я тут прочитал в "Вертухае" о новом открытии афро-африканских учёных, что климату очень полезен танец доджя. Давайте-ка станцуем его прямо сейчас!

Шерлок Холмс и доктор Ватсон встают со своих кресел и танцуют танец дождя. Играет соответствующая музыка. Занавес.

шерлок_холмс, fiction

Previous post Next post
Up