проблема имущественного неравенства

Oct 17, 2024 11:09

Ещё со времён СССР мне тошно было слышать какие-либо разглагольствования насчёт имущественного неравества. Особенно если человек предлагает решение этой "проблемы" при помощи законотворчества -- таковые решения непременно требуют доступа к аппарату насилия.

If you refuse to obey an unjust law, your property will be confiscated. If you attempt to defend your property, you will be arrested. If you resist arrest, you will be clubbed. If you defend yourself against clubbing, you will be shot. These procedures are known as The Rule of Law.

Перефразируя Ницше: эти люди утверждают, что они гуманисты; на самом же деле они веруют не в гуманизм, а исключительно в ментов.

Поначалу я даже пытался дискутировать с ними, но дискуссии обычно не получалось, в основном вследствии отсутствия мотивации с их стороны. С одной стороны, на их стороне абсолютный консенсус миллиардов людей -- ну что им какой-то псих-одиночка? Им легче просто отмахнуться. С другой, нормальной дискуссии с ними не получалось из-за их склонности к логическим ошибкам. Ну вот, скажу я например, что предыдущие попытки порешать проблему неравенства при помощи колючей проволоки заканчивались концлагерями, на что они мне отвечают: а на этот раз мол будет благорастворение воздухов. По хорошему, такие утверждения отсекаются Бритвой Хитченса, но на этом дискуссии конец. Мне следовало придумать некий вопрос, который бы стимулировал вовлечённость людей в дискуссию. И над этим я думал лет десять, а когда придумал, результат превзошёл мои ожидания.

Теперь, когда мне хочется покуражиться, я спрашиваю: "А чем тебе не нравится неравенство? Что в нём худого? Вот мне например оно не мешает." А уж если я добавлю, что неравенство -- это позитивно...

Целью последующей дискуссии будет показать опоненту, что люди страдают вовсе не от неравенства, а от зависти. Надо признать, что страдают жестоко, часто до смерти, но страдание это они причиняют себе самостоятельно. И тут уж им ничем не поможешь. Даже если посадить всех в концлагерь и выдавать всем одинаковую пайку. Потому что один эту пайку сразу съест, а другой положит в карман. И этот последний будет таким богачом, что его возможно за эту пайку убьют. Вот такой вот "парадокс" -- чем меньше неравенства, тем больше зависти. У нас тут всё-таки даже за модный айфон не убивают, а в обществе всеобщего равенства убивали и за кусочек хлебушка, случалось.

Источником имущественного неравенства является тот неизбывный факт, что люди между собой не равны. И от отрицания этого факта равнее не становятся. Если люди свободные, то они принимают различные решения, которые приводят к различным результатам -- вот тебе и неравенство! А если люди несвободны, так это рабство, такого мне не надо, мне уж лучше  неравенство. В этом смысле неравенство -- это абсолютное добро, как противоположность злу (рабству). Оно является добром ещё и в онтологическом смысле, примерно так же как и гравитация. И это несмотря на то, что недавно один рабочий на стройке по имени Валерик упал с крана и разбился насмерть. (Тебе Валерика не жалко чтоле, сцуко??!!) Пострадавшего то может и жалко, но бороться с гравитацией я не буду. И не только потому что это бессмысленно, но и потому что в случае моей победы нашей Солнечной Системе пришёл бы кирдык. Без неравенства невозможно разделение труда, да и вся наша цивилизация тоже.

Однако я сказал, что людям не поможешь? Вру! Помочь то можно, но решение этой проблемы не колективное, а индивидуальное. Впрочем, оно и к лучшему. Для коллективного решения надо сначала убедить 51% избирателей, провести законы, да ещё надеяться, что бюрократы не задушат твой прожект... Это трудно. Намного легче, отказавшись от зависти, перестать страдать уже сегодня.

"Но как это сделать?" -- спросят меня. -- "Ведь над этим размышляли и Будда, и Христос, да так ничего и не решили."

Для начала следует осознать, что зависть это чисто деструктивная штука, которая мешает вам жить, не давая ничего хорошего взамен. Вспомните, что зависть -- единственная из семи смертных грехов, которая не даёт совершенно никакого, даже низкого или мимолётного удовольствия. Бросайте её без всякого сожаления! Многие так долго носили её с собой, как присосавшуюся пиявку, и так к ней привыкли, что уже воспринимают её как часть своего эго. Но это просто обман.

А теперь проведём небольшой мысленный эксперимент. Представим себе, что я могу пообщаться с людьми, умершими 1000 лет назад. И вот я им говорю, что мол у нас неравенство всё время растёт (судя по публикуемым в прессе красивым графикам), а следовательно раньше было лучше, а в средневековье -- так и совсем хорошо, прямо золотой век! А они такие: "И чё там у вас?" А я им правду-матку, мол, плохо тут у нас, люди жестоко страдают от зависти, жизни нет совсем! "Ну так а решения искали?" "Конечно искали", -- говорю. -- "Сколько революций уже было, две тьмы тем людей истребили, а всё без толку." "Вот ведь незадача! Видать худо там у вас. Нешто и голод?" "Да какой нафиг голод?!" -- отвечаю я. -- "Жратвы полно, жри -- не хочу. Только одни жрут икру, а другие простой бифштекс. Как это гадко!" "Подожди", -- говорят они. -- "То есть как это бифштекс? А если это нищий?" "Так ему пособие положено, на бифштекс конечно хватит. А на икру-то как раз и не хватит!!" "Так, с едой у вас похоже проблемы нет..." "Да как же ж нет?!" -- возмущаюсь я. -- "Тож я вам только что объяснил..." Но они перебивают: "Может холодно у вас там зимой? Мёрзнете небось? У нас тут даже царь в своих хоромах бывает мёрзнет." "Да какой там мёрзнете? Что вы выдумываете?? Все живут в тёплых квартирах, но одни живут во двроцах, а другие в социальном жилье -- и жестоко старадают от неравенства." "И чё, ващще никто не мёрзнет??" "Да что вы заладили? Как будто это главное! Я же вам объясняю, что не мёрзнет." "А с одеждой что?" "Вот!" -- оживляюсь я. -- "Вот тут-то самое гнусное. Одни носят обычные джинсы, а другие Луи Витон. Цена отличается в тысячу раз. Что вы на это скажете?" "Ну а если нищий не сумел выткать себе полотна? Ходит голый небось?" "Пойдёт в сэконд хэнд. Но это уже ващще позор." "Подожди", -- говорят. -- "Наверное болезни вас одолели? У нас тут некоторые орут от нестерпимой боли, но что же поделать, если Бог смерти не даёт?" -- говорит собеседник и крестится. "С болью у нас как раз всё порешали, тут даже неравенства кагбэ и нет. Паллиативная медицина у нас развита настолько, что даже в термиальной стадии больные особо не мучаются. Но и тут мы страдаем от неравенства, потому что..." "Мил человек", -- перебивают они меня. -- "Мы всё поняли. Прельстивые сказки твои суть ложь. То что ты описываешь -- возможно только в Эдемском саду, в чертогах небесных, а никак не в нашей бренной юдоли. Однако ты описываешь рай, в который каким-то образом проникли черти, неспособные наслаждаться дарами господними, и поэтому выдумали себе зависть, от которой сами же и страдают. У добрых христиан такое невозможно." "А я и не утверждал что мы христиане!" -- парирую я. "Вот то-то и оно. Иди-ка ты прочь по-добру по-здорову, и не морочь нам голову!"

Если бы человек прошлого попал в наш мир, его бы удивили не столько чудеса техники, как следующие два факта. Наш мир очень похож на рай, каким его представляли себе люди с незапамятных времён: люди не страдают от холода, голода и жажды, а также от боли. И при этом тут всё ещё есть место для страданий! Наслаждаться жизнью мешает цветовая дифференциация штанов.

А теперь перенесёмся на икс лет вперёд. Нет, мало, пусть лучше игрек! Подобно тому, как последний нищий сечас живёт в условиях, которые физически лучше, чем у самых богатых царей прошлого, так же и в будущем люди будут жить на порядок лучше чем самые богатые миллиардеры сегодня.

Жаль только жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся ни мне, ни тебе.

Но будут ли они счастливы? Ответ на этот вопрос мы не знаем, в т.ч. потому что будещее не предопределено. А вот что мы точно знаем: у одного будут красные штаны с надписью Луи Витон, а у другого -- жёлтые, с надписью Ядрён Батон. И вот те, кто найдут в себе силы избавиться от зависти, будут жить прекрасно. А кто не сможет -- будут страдать пуще прежнего. Но это уже мало отличимо от психического заболевания -- жить в раю и страдать при этом от каких-то внутренних расстройств. Чтобы наслаждаться сказочно высоким уровнем жизни, нужно будет всего лишь психическое здоровье. Чего вам всем и желаю.

зависть, ликбез, неравенство, нетленка

Previous post Next post
Up