Сведения об американской системе правления

Mar 22, 2009 21:02



1. США - единственная страна в истории, в которой правительство изначально было создано ради того, чтобы обеспечить свободу, равенство и справедливость для всех. Замечу, что в своё время Монтескье сомневался в том, что большая по размерам демократическая республика может быть реализована на практике или быть долговечной. Такие известные авторы конца 18 века, как мадам де Сталь и Бенджамен Констан, соглашались с ним и были уверены, что американский эксперимент закончится провалом.

2. Из трёх идеалов - свобода, равенство и справедливость - более всего американцы чтят первый, т.е. свободу. А главным фактором, обеспечивающим свободу, отцы-основатели США считали частную собственность. Эта позиция и сейчас находит поддержку общественного мнения Соединенных Штатов: в отличие от других стран, ни народ, ни его лидеры и сегодня не готовы терпеть ограничения прав собственности ради того, чтобы восторжествовало равенство.

3. Американская Конституция - первая писаная конституция в мировой истории, ставшая действующим эталоном для остальных законов страны. В неё вошел ряд статей, определяющих, чего правительство не должно делать никогда, ни под каким предлогом и ни при каких обстоятельствах. Дабы избежать любой возможности тирании, первая Конституция США, известная как «Статьи Конфедерации» исключила создание сильной центральной власти, но эта конструкция очень скоро показала себя неработоспособной: споры между штатами доводили до взаимных угроз войной. Тем не менее, Десятая поправка к настоящей Конституции четко и лаконично сформулировала: «Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные ею для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом». В дальнейшем централизация по большей части совершалась не за счет сокращения полномочий штатов; вместо этого федеральное правительство осуществляла экспансии в новые растущие отрасли экономической и социальной жизни страны. Принятая в 1913 году Шестнадцатая поправка к Конституции постановила, что «Конгресс имеет право налагать и взымать налоги… без распределения этих налогов между штатами». Благодаря новому средству пополнения бюджета в виде подоходного налога правительство получило возможность расширить само себя и продолжить превращение субсидий, выдаваемых штатам, в мощные рычаги, позволяющие без лишних слов добиваться лояльности штатов. В период пика разногласий между Вашингтоном и правительствами штатов в 20 ст. власти Литл-Рока, столицы штата Арканзас, отказались подчиняться решению Верховного суда о десегрегации школ. Президенту Эйзенхауэру пришлось перевести Национальную гвардию в федеральное подчинение и ввести в штат дополнительные федеральные войска. Но даже в это время федеральное правительство не пыталось распустить правительство штатов, как часто происходило в других странах с федеральным устройством (Индия, Бразилия).

4. При сравнении США с другими современными демократиями наиболее явное различие состоит в частоте выборов и числе должностных лиц, которые получают свои посты посредством выборов, а не назначения. В 1990-х гг. таковых было более полумиллиона, а сами американцы уже привыкли к избирательным бюллетеням длиною во много десятков сантиметров. Для усиления народовластия в некоторых штатах существует система отзыва должностных лиц; в 2002 году её жертвой стал губернатор Калифорнии Грей Девис. В обществе царит атмосфера, в которой одна из худших характеристик, которую можно дать тому или иному должностному лицу любого уровня (отчасти за исключением судей), - что он или она не избирался на свой пост. Будучи председателем совета управляющих ФРС (американского Нацбанка, если так можно выразиться), Алан Гринспен был одним из самых влиятельных деятелей в США и во всем мире, но на свой пост он был не выбран, а назначен. Чтобы избавится от этого пятна, Гринспен счёл нужным объяснить, что на нём лежит двойная ответственность: перед Конгрессом, который назначил его на этот пост, и перед народом Америки, т.к. является лицом публичным и заметным.

5. Одним из значимых факторов укрепления демократических устоев стала традиция западного фронтира, постоянного освоения новых территорий, на которых очень слаба либо практически отсутствует всяческая власть и социальная стратификация. Кто мог считаться благородным господином на этих необъятных просторах, где «Джон воевал с индейцами, а Мэри крутила свою прялку»? Это не значит, что в Америке не было свих снобов. Приемник Вашингтона, президент Джон Адамс, любил потолковать о «людской черни». В частных беседах и сам Вашингтон прибегал к подобным выражениям. Но сделать подобное заявление публично, в США всегда было равносильно отказу от претензий на политическое влияние.

6. История США знает весьма значительные сдвиги в соотношении сил трёх ветвей власти страны. Президента Джексона в своё время прозвали «король Эндрю», а его предшественник Линкольн вёл гражданскую войну почти как диктатор. Но после 1865 года Конгресс возвращает утраченное влияние, начав процесс по отстранению от должности президента Эндрю Джексона, и для последующих за этим двух десятилетий характерны слова сенатора-республиканца Джорджа Хора, о том, что если бы Белый дом попросил его и его коллег проголосовать за или против какого-либо законопроекта, они восприняли бы это как «личное оскорбление». Затем укреплять президентскую власть взялся президент-демократ Гровер Кливленд: он за два срока президентства 584 раза использовал право накладывать вето на законопроекты - больше, чем все его предшественники, вместе взятые. Последующими периодами ослабления влияния исполнительной власти стали 1920-е и 1970-е гг. 20 ст. Об американской судебной системе следует сказать, что изначально будучи самой слабой из трёх ветвей власти, она стала самой влиятельной в истории. В 1840-х г.г. Верховный суд стал утверждать, что приняв в 1820 году Миссурийский компромисс и разделив таким образом страну на рабовладельческие и свободные штаты, Конгресс превысил свои полномочия, т.к. Конгресс не имеет права лишать какой-либо собственности ни одного американца на всей территории страны. Этим постановлением Верховного суда был разрушен важный на то время компромисс и открыт путь к Гражданской войне.

7. В США есть несколько инструментов, сохраняющих способность власти отзываться на требования народа. Одним из таких инструментов, изобретённых в Америке и достигших там же наибольшего влияния, стали опросы общественного мнения. Другой известный способ добиться перемен заключается в достижении избрания на пост, позволяющий принимать, применять или толковать законы. Вот скромный перечень лиц, которые, начав с самых низов, добрались до вершины: сын ремесленника Бенджамин Франклин, сирота и отчаянный хулиган без образования Эндрю Джексон, родившийся в бревенчатой избе Авраам Линкольн, бывший пьяница и неудачник Улисс Симпсон Грант, выросший в самой бедной части Техаса Линдон Джонсон, избранные сенаторами бывшие культуристы Джесси Вентура и Арни Шварцнеггер. Стоит вспомнить и про Билла Клинтона, который вырос в весьма скромной, почти неблагополучной семье, где часто менялись отчимы, и сумел пробиться только благодаря успехам в учёбе. Еще одним методом, достойным упоминания, является лоббирование. Это не совсем или не всегда то, что принято под этим названием подразумевать у нас: подкуп крупным бизнесом законодателей в целях принятия благоприятных для него законов. Возьмём к примеру влиятельное движение потребителей. Оно началось в 1966 году, когда вышла книга «Опасны при любой скорости» с тщательным описанием недостатков ряда автомобилей. Автор книги Ральф Нейдер, основавший движение, никогда не занимал государственных постов и не был крупным предпринимателем, однако он и его сторонники многое сделали для изменения законов и позиции судов. Говорят, что только число зарегистрированных лоббистов в Вашингтоне, осаждающих влиятельных лиц с помощью писем и путем личного общения, составляет около 12 тыс. Они собирают деньги, устраивают собрания, добиваются публикации своих мнений во всевозможных изданиях, поддерживают кандидатов, обещающих им свою поддержку, и угрожают противодействием тем, кто в такой поддержке отказывает. У многих из них есть свои исследовательские институты.

8. В США партии менее структурированы, чем в демократиях Старого Света, главным образом в силу федеративной системы правления. Поэтом, в отличии от других стран, в США не возникало и не возникает вопроса о том, должны ли конгрессмены или сенаторы автоматически голосовать вместе с партией. В 1981 году Рейган получил 80% голосов в Конгрессе, хотя у демократов было там солидное большинство. В Сенате именно республиканцы спасли демократа Клинтона от импичмента.

(продолжение следует)

Пост на globalua.net
Previous post Next post
Up