СОЦИАЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ СИНТЕЗ:
ВРЕМЯ ПРИШЛО!
Идеи анархо-коммунизма наряду с идеями коммунизма рабочих советов, революционных синдикализма, народничества, автономистского марксизма и антипартийного левого коммунизма сегодня оказывают заметное влияние на целый ряд либертарных организаций и отдельных участников Автономного Действия. Мы одни из них. Постепенно создается новое социально-революционное движение (СРД). Ознакомиться с его объединяющими принципами можно здесь:
http://community.livejournal.com/socrev/ К этому проекту уже присоединились Союз революционных социалистов, Межпрофессиональный союз трудящихся, АД-Беларусь, Красноярская группа анархистов и мы - Группа либертарных коммунистов (в состав последней вошли и участники Ад-Краснодар). Наше социал-революционное товарищество из представителей разных групп стоит перед задачей уникального теоретического и практического синтеза этих и других идей на основе различных их компонентов.
Речь идет о достаточно широком комплексе социально-революционных идей и стратегий. Кстати, не тот ли этот проект, который во многом изначально объединял АД? Но ряд товарищей из АД, к сожалению для нас, с какого-то момента, пошло по пути компромисса с реформизмом и чуждыми концепции АД буржуйскими идеями и практиками, взятыми из багажа авторитарных левых, либералов и правоохранительных групп.
В свою очередь, формирующееся социально-революционное товарищество ставит перед собой целью развиваться и в дальнейшем в направлении радикального теоретического и практического разрыва с существующим репрессивным социальным порядком, не подстраиваясь тактически под господствующие авторитарные тенденции в общественном и, особенно, в рабочем движениях. Мы заявляем о своем полном разрыве с любыми авторитарными политическими силами и идеологиями, отрицании бездумного левацкого и правоохранительного активизма, всех нездоровых компромиссов, препятствующих развертыванию по-настоящему революционных, антиавторитарных и либертарно-коммунистических тенденций в общественном развитии. Итак, мы считаем, что пришло время для нового социально-революционного синтеза. Получится ли он или нет - покажет время.
Остановимся более подробно на нашем понимании (далее излагается точка зрения Группы либертарных коммунистов) социально-революционной стратегии в рабочем движении, вопросе, который наиболее выпукло показывает концептуальную противоречивость идейных и практических подходов внутри либертарного движения.
Очевидно, что в существующих условиях неолиберального глобализма современные капиталистические государства от методов подчинения трудящихся посредством частичных уступок им и контроля над ними реформистских партий и профсоюзов вернулись к бескомпромиссной диктатуре буржуазной олигархии, господствующей над атомизированной, задавленной и безжалостно эксплуатируемой пролетарской массой.
Для нас не менее очевидно и то, что борьба за экономические реформы стала утопией и никакие «программы минимум» уже невозможны. Ведь труд силен до тех пор, пока он необходим капиталу. Ничто не заставит капитал нанимать бесполезный для него труд, в чем, кстати, и заключается смысл неолиберальных реформ. Вообще классовый компромисс перестал быть общественно продуктивным, а свободная торговля или протекционизм всегда были лишь способами решения капиталом проблем своих переходящих друг в друга модификаций. Следовательно, освободительное движение стоит перед задачей инициации нового рабочего движения. Каким ему быть, чтобы не наступить на старые грабли?
Мы считаем, что все существующие легальные профессиональные союзы как ФНПРовские, так и «альтернативные» в той или иной степени являются не только обанкротившимися торговцами рабочей силой, но и препятствием для дальнейшей радикализации рабочего движения, обрекают его на неминуемые и горькие поражения. Таким образом, сегодняшняя критика профсоюзов - это всегда критика ориентированных на партнерские с капиталом отношения, реформистских, иерархически организованных структур с вождями во главе, представляющие точно такую же опасность для социал-революционного движения, как и политические партии.
Наша задача в пролетарском движении не в агитации рабочих за выход из существующих профсоюзов (в условиях экономического кризиса это могло бы сказаться негативно на социальном самочувстии некоторых наемных работников) и не в отрицании борьбы за конкретные интересы и нужды на рабочих местах. Мы не отказываемся от любой борьбы за материальные, экономические интересы наемных тружеников в рамках капиталистических производственных отношений. Однако, по нашему мнению, такая внутрипроизводственная и социальная борьба имеет освободительный потенциал лишь там и тогда, когда в ее ходе разрушается уважение к принципу авторитета и господствующим институтам. Борьба за частные требования служит делу социальной революции в том случае, если она игнорирует законы государства и осуществляется прямым действием посредством общих собраний тружеников (а не под началом центральных партийных или профсоюзных комитетов). Только в этом случае она имеет шанс раскрепостить работника и стать подлинной школой вольного коммунизма.
В конечном же счете, наше движение нацелено на изменение не условий работы, но первоначально функций работы-труда: движение стремится к коммунизации - замене производства меновой стоимости производством потребительских ценностей, а затем к преодолению разделения между «работой» и другими сферами человеческой деятельности.
Таким образом, мы стремимся к всемерной поддержке рабочего действия снизу, развертыванию инициативы и самодеятельности общих собраний тружеников в обход иерархических и бюрократических профсоюзных структур. В конце концов, мы готовы признать необходимость жесткой конфронтации с профкомычами, всевозможными вождями и представителями, заключающими сделки с государством и хозяевами за спиной рядовых членов профсоюзов. Профсоюзные лидеры (начальники) зачастую напрямую заинтересованы в максимальном отчуждении в свою пользу полномочий, усилению непрозрачности своих аппаратов и легализации своей деятельности посредством так называемого механизма «социального партнерства» и т.п.
Наша цель в преодолении этого организационного деспотизма, этой холопской привычки полагаться на начальство и на законодательство - хоть на профсоюзное, хоть на любое другое. Наша цель агитировать за самоорганизацию и вольную коммуну словом и делом.
Конечно, агитация против таких профсоюзных структур и вождей различных социальных движений - далеко не единственное, чем мы должны заниматься. Это только пример, но это важнейшая часть борьбы за переход к новому общественному способу жизни.
Мы противостоим принципу представительства как в политической сфере (политические партии), так и в экономической, на рабочих местах (подзаконные профсоюзы). Кроме этого, мы должны всеми силами блокировать деятельность разнообразных политических проходимцев и встроенных в существующую социальную систему НПО в случае их попыток представлять и захватить руководство над антифашистским, экологическим, жилищным, студенческим, женским и др. низовыми радикальными общественными движениями.
Итак, борьба за решение частных общественных проблем, сам по себе отдельный фактор, конкретная ситуация с ее конкретными требованиями есть уже по своей природе интегральная часть существующего капиталистического универсума, подчиненная его живодерской экономической структуре и управляемая его законами. Лишь тогда, когда непосредственные интересы угнетенных включены в интегральное мировоззрение и соотнесены с конечной целью освободительного процесса, они становятся революционными, сознательно и конкретно указывая на пределы капиталистического общества. По сути, интерес угнетенных, обездоленных, пролетариата изначально бескорыстен, так как их единственный интерес - это уничтожения своего собственного способа жизни.
Более того, мы не считаем себя какой-то особой фракцией в АД или, еще хуже, раскольнической группой. Наоборот, все выше изложенное есть только подтверждение изначальной концепции Автономного Действия, как движения, объединяющего сторонников либертарного коммунизма различных философских и исторических тенденций. Мы только хотим противостоять поборникам «реальной политики» и легализма, некритического инкорпорирования в идеи и практику революционной организации элементов социал-демократической и пролиберальной идеологий. Мы хотим удержать АД от сползания в болото реформизма и пробуржуазной политики, от растворения в среде дурно пахнущих всевозможных активистских сект, представляющих капиталистическую цивилизацию слева.
P.S. Среди нас, к слову, есть и активные поклонники субкультур и те, кому эти вещи не особенно симпатичны, но никто никакой враждебности к самобытности тех или иных участников не высказывает.
Участники ГЛК, в том числе АД-Краснодар.