Имена собственные

Apr 06, 2015 21:15

Бывают имена, у которых есть своего рода конечный обладатель. То есть понятно, что до какого-то момента это было более или менее обычное имя, может быть редкое, но вряд ли примечательное. А потом этим именем был назван один человек, и оно навсегда за этим человеком закрепилось, настолько, что назвать своего ребенка этим именем можно уже только в честь этого человека, и в общем-то как правило это выглядит довольно странно.

Первое из таких имен, которое приходит в голову, Иисус. Это во многом понятно, но все же, почему не Моисей, например, или не Магомет? Может, потому, что имя уже тогда было редкое? Не знаю, не думаю. Конечно, если произносят просто «Моисей» или «Магомет», понятно, о ком речь, но если так зовут обычного человека, это не удивляет. А Иисусов я почему-то за последние пару тысяч лет припомнить не могу, во всяком случае в Европе, и уж точно не в России. Кажется, в латиноамериканских странах встречаются люди по имени Jesus. Возможно, этот факт имеет какой-то культурный подтекст.

Затем вспоминаются два имени, которыми сегодня называть детей совсем уж странно. Наполеон и Адольф. Но и между ними есть разница. Первый, конечно, в свое время набедокурил еще как, но помимо этого обладал, насколько я понимаю, достаточно редким именем. Ну а второй, хоть и носил имя весьма популярное, просто остался в истории человечества главным (до сегодняшнего дня) символом кровожадного и бесчеловечного чудовища. Настолько, что известны случаи, когда после завершения второй мировой войны люди меняли имя.

Я бы не стал добавлять в этот список имя Цезарь. В Италии всяких Cesare, кажется, полно, и лично у меня это никаких ассоциаций не вызывает. Значит ли это, что со временем такая привязка имени к человеку ослабевает?

Надо признать, что история привязывала имена не только к богам и тиранам. Например, есть такие замечательные имена, как Микеланджело (при всем моем уважении к Антониони, я не про него) или Элвис.

заметки на полях

Previous post Next post
Up