"Елена", режиссер Звягинцев, часть вторая, метафизическая

Nov 12, 2011 12:30

Посмотрела я в интернете отзывы на фильм Звягинцева. Фильм обсуждают, как "историю из жизни". Богатые ворчат: ах, она сука-сволочь-страшная баба. Убила мужа, который о ней заботился, деньги давал ей и ее маргинальной семейке. Как хорошо, что я с подобным быдлом никаких дел не имею.
Бедные пишут: а че он такой жмот, дал бы денег - жив бы остался. Если бы это был мой ребенок - я бы тоже убил-ограбил и совесть бы меня не мучила.
Слабость мотивировок и дубовость диалогов, конечно, никто не замечает. Ни бедные, ни богатые. Ибо это мелочи, на которые рядовой зритель привык класть с прибором.
И тут я подумала: а может быть фильм-то не о том, как бедная жена богатого мужа виагрой отравила?
И решила кино пересмотреть. Вспомнить некоторые моменты и детали.
Первая деталь. На похоронах рыдающую Елену утешает какой-то дядька в военной форме.
Вторая деталь. Дочка Владимира объясняет папе свое нежелание иметь детей тем, что "все мы - гнилое семя".
Третья деталь. Когда Елена везет украденные ею деньги сыну, под электричку попадает всадник на белой лошади.
Четвертая деталь. Младенец в финале спит на кровати Владимира. Узор на покрывале напоминает свастику.
Проанализировав эти детали (а в кино ничего случайного не бывает) я подумала - а может это фильм о нашем доморощенном фашизме? Потому что фашизм, как и любая тоталитарная идеология допускает убийство человека ради идеи. И убивает Елена мужа не потому, что он ей в деньгах отказал или решил все на дочку переписать, а потому что с ее точки зрения убийство - это вполне приемлемый выход из создавшейся ситуации. Встал на моем пути - убью.
Нельзя сказать, что ей это легко дается. Но она это делает, потому что человеческая жизнь для нее ничего не значит. В таком случае слабость мотивировки, пожалуй, даже оправдана драматургически. Владимир просто "попал под поезд", как тот всадник на белом коне, которого сбивает электричка.
А младенец в финале никакой "светлой надежды на будущее", как пишут некоторые критики, не означает. Это наш, доморощенный фашик или скинхед. Вырастет - станет таким же, как старший брат и отец.
Но причем тут "гнилое семя"?
Кого можно так назвать?
Думаю, что разгадка - в том дядьке в военной форме, который утешает рыдающую над гробом Елену.
"Гнилое семя" - это наследники сталинских палачей, вертухаев, дети и внуки всяческих "начальников отделов кадров", мелкой вохры и крупных партийных функционеров. Это они и есть. Во всяком случае я эту метафору прочитала именно так.
Не читала (и не хочу пока) то, что пишет о своей картине сам Звягинцев. Хочу сама понять и разобраться в этом странном фильме.

фильмы

Previous post Next post
Up