Джорджио Моранди достаточно известен за пределами Италии, всеми признан, как значительный живописец и один из самых выдающихся граверов ХХ-го столетия. Его картины находятся в очень многих музеях по всему миру и в интернете полно репродукций его работ в хорошем качестве.
Несмотря на обилие доступной информации, я хочу поведать вам немного об этом художнике и его живописи. Моранди стал прижизненным мифом в среде итальянских искусствоведов своего времени. И неспроста.
Его жизнь, словно луч света, ложится на век бурь и катастроф, в очередной раз, показывая нам, что правда искусства не в борьбе идей, не в доведенной до исступления собственной чувствительности или рафинированной рефлексии, не в погоне за "новым", а совсем рядом, во всем, что нас окружает и во всем, что мы есть.
Так близка и так недосягаема.
Несколько бутылок, ваза, стакан… Самые простые предметы, скупой колорит. Натюрморты, отличающиеся между собой только перестановкой одного из предметов. Сколько нужно иметь внутреннего покоя, внимательности и проницательности, чтоб всю жизнь вдохновенно писать одни и те же простые вещи, переставляя их с места на место на одном и том же столе? Сколько внутренней полноты нужно, чтобы находить в этой работе удовлетворение и радость каждого дня? Сколько смелости и уверенности нужно, чтобы уклониться от всеперемалывающего колеса модернизма?
Музей-квартира Моранди, спальня художника
После смерти отца, Моранди, набожный и скромный человек, поселился с тремя своими сестрами в квартирке, дома 36 на улице Фондацца в Болонье, где и сегодня находится его дом-музей, и больше никогда не переезжал. Он вообще очень редко покидал свой город, лишь иногда ездил отдыхать с сестрами на природе в небольшой поселок в Аппенинах. Каждое утро он шел в академию, где преподавал гравюру, по одной и той же улочке, идущей от дома, избегая больших и шумных дорог. Кажется, Джорджио вообще никогда ничего не менял в своей жизни и в своей работе, они были одинаково спокойны и монотонны, как работа и жизнь крестьянина в средневековье.
Музей-квартира Моранди, предметы для натюрмортов
Но Моранди - это более, чем простота и аскетизм. Его живопись открывает нам бездонную глубину спокойной жизни, простых вещей. Его натюрморты несут в себе красоту, которую можно увидеть только в вещах, на которые смотрел уже десятки раз.
Для счастья, для полноты и целостности, для искусства не надо многое брать от мира. Напротив, нужно уметь отдавать ему свое внимание и труд.
Джорджио Моранди очень показательно воспринимается в контрасте с такими фигурами, как Энди Уорхол. Если последний - денди, то первый - его полноценный антипод, анти-денди. Путь Уорхола - это открытое стремление к деньгам и славе, которому подчиняются его жизнь и работа, путь Моранди - это отказ от предания хоть какой-то важности мирским благам.
Картины Моранди ничем не завлекают зрителя: ни большим форматом, ни яркими или контрастными цветами, ни вызывающим содержанием, не пытаются разрушить никаких моральных догм, не несут в себе никакого политического или психологического оттенка. Они в стороне от времени, в стороне от всего временного. Они вечны, как и сам их автор.
Пост навеян посещением
музея Джорджио Моранди в Болонье, где в основном собраны работы, подаренные городу семьей художника.
Музей находится в одном из зданий на главной площади города (Пьяцца Маджоре).
На улице Фондацца 36 находится реконструированный музей-квартира художника, где мне, к сожалению, пока побывать не удалось.
Работы художника можно посмотреть по этим ссылкам:
http://pintura.aut.org/BU04?Autnum=11.334http://1-9-6-3.livejournal.com/40417.htmlhttp://community.livejournal.com/russian_art/292596.htmlhttp://bukharov.livejournal.com/tag/morandi