Осень и Астраханский дневник 1.

Sep 30, 2010 15:18

Сентябрь до самого конца радует теплыми, летними денечками. В обед сгонял на Spanish Banks, погулять по берегу и заглянуть в лес, оценить грибную ситуацию. Люблю это место, где когда-то у капитана Ванкувера и была стрелка с капитаном Галиано. Обошлось без стрельбы. Испанцам, думаю, здешняя прохлада показалась некомфортной и они ушли без боя. Съезжаю к воде, к месту испано-английских разборок:

image Click to view



С грибами все нормально, первый выстрел опят уже состоялся. В выходные надо будет заняться их сбором:



Вода в проливе все еще хорошо прогревается, как минимум до 15 градусов по Цельсию, что позволяет окунуться и даже проплыть метров 50. Пижма давно отцвела, но продолжает источать свой полынный запах:


На обратной дороге еще одна остановка и взгляд свысока на Лулу остров:



Хорошая прогулка, но пора выполнять и принятые обязательства. Начну с рассказа о своей работе водолазом в Астраханском заповеднике.


Астраханский дневник 1.

Отпуск научного сотрудника в СССР был два месяца, как правило, летних. Весной 1978 Костя Цедрик предложил мне поработать водолоазом в ЦНИОРХ, Центральном Научно-исслидовательском Институте Осетрового Рыбного Хозяйства, в лаборатории эффективности осетроводства. Я согласился, и через несколько месяцев мы с Костей ранним ильским сквозь иллюминатор Як-40, только что оторвавшегося от курумочевской ВПП, разглядывали желтое пятно вытоптанной грушинской поляны на фоне зеленых волжских пойменных лугов. Через несколько часов приземлились в Астрахане с ее холерой. Сразу же отправились в грузовой порт, где получили нашу моторную лодку, «казанку». Там же купили большой мешок воблы, которой и питались в течении нескольких дней прибывания в Астрахани, избегая столовых, ресторанов и кафе. Перемещались по городу на лодке, общественным транспортом не пользовались. Вечером обедали у друзей Кости, ели горячие щи и выпивали для профилактики по сто граммов водки. На третий день контракт на мою работу в ЦНИОРХе был оформлен. Лаборатория эффективности осетроводства занималась проблемами искусственного разведения осетров. В Астрахани находятся семь рыбоводных заводов, в которых из оплодотворенной икры выводят мальков осетров, какое-то время их выращивают, а затем выпускают на волю. Часть мальков выпускают в Волгу рядом с заводом, остальных вывозят в Каспийское море на специальных судах, «аквариумах», построенных в 50-е годы для другой цели: изначально «аквариумы» должны были возить живых осетров в московский кремль. «Аквариумы» похожи на маленькие танкеры, у которых в танках была забортная вода и резвились осетры. Вода в танках освежалась из-за борта по ходу движения судна, своеобразное забортное вентилирование. Какое-то время осетры в самом деле выживали все путешествие, но с развитием химизации и прочей послевоенной индустриализациии поволжья, они стали дохнуть, не доплыв даже до Ярославля.

Летний полевой лагерь лаборатории расположен на одном из последний островов в дельте Волги. Целью работы было определение, какой из заводов выпускает наиболее живучую молодь, какие мальки лучше приспособлены к жизни в естественных условиях. Если малька кормить отпуза, то к месячному возрасту он будет сантиметров пятнадцать длиной. Если же держать на диете, то размер будет всего лишь пять сантиметров. Каторый из этих мальков лучше адаптируется в естественных условиях после его выпуска на волю? Мы и должны были добыть данные для ответа на этот вопрос. В результате нашей работы должны были появиться рекомендации по кормлению мальков и сроков их выпуска на свободу.

Лучший вариант добраться до лагеря - попасть туда вместе с партией мальков на «аквариуме». Но вначале июля все работники рыбной промышленности отмечают день рыбака и стремятся провести это время на земле, в семейном кругу. Очередной рейс «аквариума» был намечен только на конец июля, что нас совершенно не устраивало. Костя, используя свои связи, достаточно быстро нашел оказию для меня. Этой оказией оказался «Ломоносов», научноиссследовательское судно КаспНИРХ, отправляющееся в Каспий для отработки технологии ловли кильки.

Астрахать для меня ассоциируется с волжскими протоками, ериками и речками. Прямая Балда, Кривая Балда - хорошие названия для водных путей, по которым я гонял на нашей «казанке» транспортируя Костю от нашей стоянки рядом с рыбоводными садками до нефтебазы, ЦНИОРХа, КаспНИРХа, почты, междугородки и прочим местам. Жара стояла за 40, поэтому частенько останавливались на каком-нибудь отровке с песчаной косой, чтобы искупаться. Хорошо запомнился островок напротив астраханского кремля. Найду фотографию, выложу.

Однажды, ожидая Костю неподалеку от КаспНИРХа, наблюдал веселую картинку. СЧС (средний черноморский сейнер) с пьяной вдрызг командой, зигзагами двигался по узкому фарватеру. Несколько рыбаков на своих резиновых лодках стояли на якорях по обеим сторонам судового хода. СЧС полным ходом шел прямяком на одну из лодчонок, рыбак которой, хорошо понимая, что пьяный рулевой его не видит, быстро-быстро тянул якорь, испуганно оглядываясь на надвигающуюся на него посудину. Двое других коллег этого бедолаги надрывали животы от хохота, наблюдая эту картину. Но ситуация поменялась в один миг. Рулевой увидел лодку прямо по курсу и заложил руля, повернув СЧС как раз на этих хохотунов. Времени сняться с якоря у них не было и не было никакой надежды, что посудина отвернет от них. Реакция обоих была отменной - бросились с лодок в воду и быстрым кролем вырвались из под форштевня СЧС. Первый рыбак смотрел на эту картинку с изумлением и не улыбался.

swim, lulu island life, mushroom, astrakhan, spanish banks, tansy

Previous post Next post
Up