Перовое издание сочинения А.С. Пушкина «Пир во время чумы (Из Вильсоновой трагедии: The city of the plague)» появилось в литературном альманахе Альциона на 1832 год. Альманах издан бароном Е.С. Розеном. С.-Петербург. В воен. типогр. Главн. Штаба Его Императорского Величества. 1832. С. 19-32. Вот
pdf, кому интересно. В своё время я
уже писал кое-что об этом сочинении, но сейчас речь пойдёт совсем о другом.
Альциона (она же Алкиона, Галкиона, Гальциона) - это дочь Эола, которая была женой царя Кеикса (Цеикса, Кеика), а он попал кораблекрушение и утонул. И когда она увидела в прибое тело мужа, то бросилась в море, но боги решили превратить её вместе с мужем в птиц (Метаморфозы Овидия:
XI: 710 - 748 Ceyx et Alcyone in aves mutantur ,
Книга 11 - Кеик и Алкиона, 410-748)
Наконец пожалели их боги, и оба
В птиц превратились они; меж ними такой же осталась,
Року покорна, любовь; у птиц не расторгая их прежний
Брачный союз: сочетают тела и детей производят.
Зимней порою семь дней безмятежных сидит Алкиона
Смирно на яйцах в гнезде, над волнами витающем моря.
По морю путь безопасен тогда: сторожит свои ветры,
Не выпуская, Эол, предоставивши море внучатам.
И птицы эти называются : зимородок (или же - алкид, алкион, альциона, галционидия, гальциона, иванок, ледешник, лединник, мартынок, новомесячник).
Поскольку, согласно преданию, в середине зимы есть такие 7 тихих дней, то их называют «халкионскими», т.е. зимородковыми. И позже в католической вере возвращение усмиряющих моря́ зимородков стали связывать с Рождеством и с образом Божьей Матери.
О других, связанных с ними, символах
сказано в этом месте, а тут только стоит заметить, что эти птички любят тихие уединенные места, сидят на какой-нибудь веточке над ручьем, и караулят мелкую рыбёшку.
Вот изображение зимородка на картине 1480 г. (деталь)
(все картинки увеличиваются щелчком)
А вот более общий её вид и, кстати, тут на кусте зацепилась бумажка с надписью - нет, не EAT ME! - а с именем автора: IOANNES BELLINVS, то есть, Джованни Беллини.
Значит, речь пойдёт вот об этой картине:
(примерно в такую нору и примерно за таким толстощёким кроликом однажды нырнула Алиса).
Но тут без шуток - на ладони виден
стигмат, а ряса подпоясана белой веревкой с тремя узлами, которые символизируют три францисканских обета: послушания, целомудрия и бедности.
То есть, эта картина:
Джованни Беллини. «Святой Франциск в пустыне», ранее известная как «Экстаз святого Франциска» ок. 1480. Масло и темпера, доска из тополя 124,5 × 141,9 см
(хотя, какая это пусты́ня? Это метафизическая пу́стынь).
Во всех деталях её можно рассмотреть
здесь.
Но всё же вернусь на минуту к братцу Кролику.
В сочинении Томазо де Челано «
Первая жизнь Св. Франциска» (глава 21) описана история случившаяся в 70 км к северу от Рима в местечке
Греччо,
(где, между прочим, 25 декабря 1223 г. Франциск Ассизский устроил
первое в истории вертепное представление: в сочельник сделали ясли, туда же привели вола и осла, установили алтарь, и Франциск вдохновенно произнес проповедь),
ну так вот - не знаю, тогда ли, или в другое какое время, но однажды один из братьев-францисканцев принес ему живого зайчонка, попавшего в ловушку, и тогда Франциск сжалился и сказал: «Брат зайчонок, иди ко мне. Почему ты позволяешь себя так дурачить?» И тут же зайчонок, как только его отпустил державший его брат, бросился к святому и, без всякого принуждения вскочил ему на колени и улегся там, как в самом безопасном месте. И лежал некоторое время, пока святой отец ласкал его с материнской любовью, а затем выпустил, чтобы тот мог свободно вернуться в лес. Он ставил зайчонка на землю многажды, но каждый раз, тот возвращался к нему на колени, пока святой не велел братьям отнести его назад прямо в лес. Нечто в этом роде произошло и с диким кроликом, когда Св. Франциск был на острове на озере Перуджа [
Тразимено].
В средневековом сочинении «
Цветочки Святого Франциска» (I Fioretti di San Francesco), есть такие замечательные главы:
Глава XVI. Как Святой Франциск, узнав через Святую Клару и праведного Брата Сильвестра, что должно ему проповедовать и обратить многих к вере, учредил Третий Орден,
проповедовал птицам и призвал ласточек к тишине.
Глава XXI. О благочестивом чуде Святого Франциска,
укротившего лютого волка в Агуббио.
Глава XXII. Как Святой Франциск
приручил диких голубей.
Глава XL. О чуде, которое Бог совершил, когда Святой Антоний, будучи в Римини,
проповедовал рыбам морским.
Так что теперь будет совершенно логично перейти к братьям ослам и сестрам цаплям:
Раннехристианский «Физиолог»
указывает, что цапля - самая неприхотливая из всех птиц: «её ложе и её стол находятся в одном и том же месте» и не «летает она туда-сюда». Поэтому она служит символом христианина, которому не следует посещать многие места еретиков, а надо оберегать себя от «варева из еретических и ошибочных учений». Согласно средневековому «Бестиарию», цапля испытывает отвращение к дождю и летает высоко над облаками, предвещая при этом грозу. Иногда встречается как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.
Символ: Христа на Масличной горе - в силу легендарной способности лить слезы; Христа «побрающего» Сатану - как истребитель змей; и покаяния - по пепельному цвету оперения у серой цапли.
Ну, в отношении Св. Франциска тут особенно будут справедливы слова о неприхотливости.
Ведь он относился к своему телу, как к нечто постороннему, просто подручному инструменту, и
называл его «братом ослом, которого нужно нагружать тяжелой ношей, часто бить бичом и кормить плохим кормом».
И, относясь к нему таким образом, он его (свое тело) достаточно бысто заездил, да так, что в последние пару лет жизни уже не был в состоянии ходить, но продолжал свою деятельность проповедника, передвигаясь на действительном настоящем осле - итал. asino от лат. asinus (
часть 2, глава 4 −96).
Однажды Франциск Ассизский (итал. Francesco d’Assisi) выехал затемно на своем осле по дороге в San Verecondo и кто-то из крестьян на поле ему крикнул: "Брат Франциск, оставайтесь-ка с нами здесь, не езжайте дальше. Свирепые волки бродят в этих местах. Они сожрут вашего ослика, да и вам достанется. «Тут брат Франциск ответил: «Я не сделал никакого вреда Брату Волку, что бы он попытался причинить вред моему Брату Ослу. Прощайте, мои сыновья, и убоитесь Бога». И таким образом Брат Франциск продолжил свой путь целым и невредимым.
Другая легенда гласит, что Франциск Ассизский, будучи уже на смертном одре 3 октября 1226 г., так благодарил своего ослика за то, что тот его столько возил и помогал ему в жизни, что этот ослик просто не выдержал и горько заплакал.
.
Могила Святого Франциска Ассизского, умершего в возрасте около 45 лет, находится
в Ассизи в крипте
нижней базилики (см.
веб-камера онлайн).
Так, вернёмся к картине: подальше, ближе к запруде на реке виден пастух со своими овцами. Ну, Св. Франциск, говорят, даже как-то выкупил ягненка, которого вели на забой.
Но сейчас, пожалуй будет важнее сказать, что на картине есть следы и других живых существ. Следы - в самом прямом смысле этого слова.
Если приглядеться, то и слева, и справа от улыбающегося пастушка вся поверхность картины, изображающая воду реки, покрыта отпечатками ладоней и пальцев:
Такие отпечатки пальцев просвечивают через красочный слой ещё в ряде мест картины. Эти следы отпечатались в слое маслянного грунта, замешанного с небольшим количеством белого пигмента, который был наложен вручную подмастерьями Беллини примерно 530 лет назад.
Вот ниже, на правом изображении - левее тернового венца на кресте -видны такие же отпечатки. (А сам этот крест стоит прямо за столиком -над черепом).
Таким незатейливым способом плавно переключаемся на растительность: мимоходом сказал о терниях. Упомяну, что у переднего столба загородки растет маленький инжир (
подобный гефсиманскому), а в левой части под дуновением ветра или божественного света раскачивается высокий лавр, а вот за спиной Франциска посажен крошечный садик, очевидно, аптекарский .
Прямо выше кувшина растут два опознаваемых целебных растения (рисунок ниже, слева):
а именно, можжевельник Juníperus, помогающий при заболеваниях почек, мочевого пузыря и легких, ревматизме, радикулите и заболеваниях кожи; а также коровяк (медвежье ухо) Verbascum, с желтыми цветами на макушке, годный для лечения астмы, дыхательных путей и ушных инфекций.
Так, про лавр я уже сказал, а вот что обращает на себя внимание, так это возделанные поля за городом, высоко забирающиеся на очень крутые склоны гор:
А тут, над столиком растет какой-то совсем бесплодный виноград, где вместо гроздей, висит колокол с веревочкой (и всё тоже покрыто отпечатками рук):
Ненавязчиво переходим теперь к рукам.
В
Энциклопедии искусств он-лайн об этой картине написано, мягко выражаясь, вот такое:
«Обращаясь к житию святого, художники обычно выбирали для своих картин сцену появления на теле Франциска стигматов - ран, повторяющих те, что получил на кресте Спаситель. Сцена эта действительно весьма интересна для живописца. Многие специалисты считают, что Беллини в своей картине тоже намекает на стигматы (взгляните на обращенные к небу ладони Франциска). Но если это и намек, то очень завуалированный. Логичнее предположить, что святой Франциск явлен нам просто в момент молитвенного экстаза».
Хорошо, не правда-ли? Тончайший намёк завуалирован прямо дальше совсем некуда.
А уж на левой руке - особенно:
(кстати, мимоходом, правее обшлага тоже видны отпечатки на грунтовом слое).
А вот на левой ступне стигмат ещё не появился - видимо, процесс ещё идёт*.
(странно - дело происходит 14 сентября 1224 г., праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а виноград так даже и не вырос).
* Только что нашел, что и на ноге была нарисована рана, но она стерлась со временем и невооруженным глазом теперь не видна.
Когда, где и как чудесным образом на теле Святого Франциска возникли пять Ран Христовых - подробно сказано в сочинении «
Пять рассмотрений Таинства Святых Стигматов», которое представляет собой пять дополнительных глав к «Цветочкам Святого Франциска», записанных не позднее 1230 г. уже упоминавшимся братом-францисканцем Томазо да Челано (или, как у нас также пишут, Фомой из Челано, ок. 1200 −1265 гг.), современником и самым ранним биографом Святого.
Отдельная тема - это как падают тени на картине. Ясно, что направо и чуть вглубь картины. Непонятна только тень от книги на столике, и куда девается вообще часть теней.
Тем не менее, Франциск совершенно определенно смотрит прямо на источник света.
На дессерт, приведу вот
этот рисунок-заготовку из альбома Якопо Беллини (отца Джованни), хранящегося ныне в Британском музее - альбома, о котором
я уже писал в связи с картинами "Моление о чаше«.
Слева: рисунок в оригинальном виде, справа: после небольшой обработки (чтобы было виднее).
Св. Франциск обретает стигматы. На другом берегу речки преспокойно сидит с книжечкой брат Леон, хотя на самом деле,
судя по его воспоминаниям, он был, более чем, ошарашен.
Ощущение великой благодарности и великой зависимости - не пустая фраза, даже не чувство; это - реальность, и все дело в том, что на этом реальность держится. Это не вымысел, а факт; скорее уж, по сравнению с этим, все факты - вымыслы. Нам не престо кажется, что все мы в каждой мелочи, каждый миг, зависим, как сказал бы христианин, - от Бога, как сказал бы агностик, - от природы вещей. Это не иллюзия, это самая главная правда, которую мы прикрываем иллюзиями повседневной жизни.
Г.К.Честертон. Франциск Ассизский !!! (Я сделал два новых существенных дополнения к этому посту -
1,
2)
P.S.
«Как известно, Франциск Ассизский читал проповеди птицам, в основном - голубям. Они до сих пор живут возле его кельи. Так вот, Вагрич считал, что если бы Франциска слушали не голуби, а попугаи, они смогли бы донести до нас слова святого».
А. Генис. Пушкин у Довлатова