В скалах

Aug 01, 2011 16:21


В Лондонской Национальной галерее с 9 ноября 2011 г. по 5 февраля 2012 г. впервые в истории будут совместно выставляться обе версии картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»:

Слева - более поздний (1495-1508) лондонский вариант. Масло, доска 189,5 × 120 см
Справа - более ранний (1483-1486) луврский вариант. Масло, доска, переведённая на холст 199 × 122 см.
(изображения в более крупном виде открываются щелчком)





Существует такая анимация, где оба эти изображения быстро чередуются, показывая различия между ними.
Зрелище, между прочим, довольно гадкое, так что помещать его сюда я не буду.

Только что завершилась реставрация лондонского варианта, длившаяся 18 месяцев.
Вот два фрагмента (до и после), а всю картину после реставрации можно посмотреть здесь.




Исследования картины с помощью инфракрасной рефлектометрии:



показали, что Леонардо хотел сначала сделать новую композицию картины, но потом всё-же решил повторить прежний «луврский» вариант (красным показаны обнаруженные линии первоначального эскиза):



Новая, но неосуществленная, композиция была такова:



Фигура на фоне тоже каких-то скал и растений, хорошо видна голова и левая рука, прижатая к груди, другая рука вытянута. Нижняя часть тела не видна, но очевидно - это коленопреклоненная фигура. Возможно, предполагалось изобразить поклонение Мадонны Христу, но набросок младенца отсутствует - или Леонардо уже забросил к этому моменту свой замысел, или не всё удалось различить в инфракрасном изображении.

Набросок правой руки (с чуть разными вариантами её положения), одежд и ландшафта сделан плоской кистью. Вероятно, Леонардо использовал для картины не один картон с эскизом всей композиции, а несколько - для разных её частей, и импровизируя, комбинировал их.

Так, оказалось, что если взять эскиз головы фигуры в зеркальном отражении и уменьшить в два раза, то её контуры с чрезвычайной точностью совпадают с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи.




Что касается второго эскиза (который также обнаруживается при рефлектомерии «лондонского» варианта), и который послужил основой этой картины, то очевидно, для него тоже использовались картоны с изображениями отдельных фигур, рук, голов, а не единый картон с общей композицией.

Довольно странно, что этот эскиз больше отличается от «луврской» картины, чем сама уже завершенная работа. То есть, по мере её создания Леонардо всё больше возвращался к прежней картине.

Например, на эскизе локоны волос спускаются ниже правой щеки ангела - чего нет на «луврской» картине. Но и на завершенной «лондонской» картине Леонардо они тоже не были нарисованы.



А может быть, это не Леонардо, как всегда перегруженный работой, а его помощники, которым он часто поручал доделку картин, решили, что проще и быстрее скопировать прежнюю версию, чем работать над новыми элементами эскиза Леонардо.

Обещают, что скоро в очередном выпуске "The National Gallery Technical Bulletin" должна появиться специальная статья о реставрации этой картины и сделанных при этом находках. Придет время, посмотрим.

Леонардо да Винчи

Previous post Next post
Up