На фестивале был почти всю неделю и ближе к вечеру. Не сказал бы, что присутствовал при большинстве основных событий. В основном (почти) бесцельно блуждал по территории киностудии, по ходу узнавая про то, что и где происходит. Никакую информацию о предстоящих событиях и выставленных на всеобщее обозрение работах не читал. Хотел, видимо, сперва составить своё мнение о происходящем, а информацию поискать потом. На театральных представлениях и мастер-классах вообще отсутствовал. Денег небыло и как-то не хотелось.
Мне фестиваль очень понравился. Как общая его атмосфера в контексте места проведения, так и отдельные события и объекты. Место замечательное: ветхие здания, в которых давно не было ремонта, некоторые из них полуразрушенные и со следами пожара, огромный и брутальный неоштукатуренный железобетонный бассейн и другой, не менее запущенный и с дикими зарослями кустарников (в нём йогу проводили), полусгнивший ЗИМ и ржавые полевые кухни на улице, подвал, забитый пыльным съёмочным реквизитом и т.п. Ощущение, что киностудию медленно поглощает энтропия, оставляя позади опустевшие корпуса, наполненные хламом. Хлам отвоёвывает жизненное пространство у комплекса. И вот на это заполненное мусором место приходят творческие люди и начинают его преображать, зачастую пользуясь самим хламом как исходным материалом.
Сквот-форум
В первый день моего визита на фестиваль (это был вторник) под вечер случайно встретил на Кинокухне Митю из сквота на ул. Кубанской (Львов). Я слышал, что народ с Кубанской приглашали на фестиваль, но ничего конкретного про это мне не говорили. Митя сказал, что он выступал на открытии фестиваля и что, вроде, они представляли на фестивале украинское сквоттерское движение. Что-то вроде того. Остальных чуваков с Кубанской я тоже видел на Сквот-форуме, так как несколько раз туда заходил, но я, к сожалению, с ними не знаком. Знаю только в лицо, а познакомится как-то ещё не удалось. Чем они занимались на фестивале, понятия не имею. Слышал только во время одного из моих визитов Сквот-форума их перкуссионную импровизацию на кухне: в качестве инструментов использовали металлическую столовую посуду. Довольно забавно получилось.
Изначально на столе стоял самогонній апарат, напоминающий стимпанкового спрута
Сквот-форум организовали в двухэтажном здании, в комнатах которого поселили сквоттеров, соорудили инсталляции и лекционный зал. Из инсталляций запомнилась комната с обвалившейся кафельной плиткой на стенах, облезшей штукатуркой и удачно подобранной для этого интерьера мебелью, по соседству с которой была комната с самогонным аппаратом, комната со старыми пианино и комната мастера, его музы и петуха.
Монструозній петух, удирающий в крохотную дверь с ведьмой на спине
Кошка и пианина
Саунд-арт
Саунд-перфомансы проводили в гараже, в котором вдоль стен стояли разные автомобили, использовавшиеся во время съёмок различных фильмов: старая волга, победа, чайка, бьюик, нацистский грузовик, мотоцикл и т.п. По центру гаража расчистили место для стульев и железных кроватей, на которых можно было лежать и наслаждаться звуковыми композициями.
Саунд-перфомансы, насколько я понял, в основном представляли собой предварительно записанные звуки, которые обрабатывались в реальном времени набором алгоритмов, взаимодействующих между собой. Всё это настраивалось индивидуально и в заранее определённых узких композиционные рамках.
В последний день фестиваля, когда я гулял с Кошкой и зашёл в гараж на перфоманс 8/56, решил растянуться на одной из железных кроватей, подложив под голову свою сумку, и погрузиться в причудливую и развивающуюся в реальном времени звуковую среду, уставившись в железобетонный потолок. Казалось, что окружающие меня со всех сторон машины пришли в движение, начали рычать и жужжать, провода под потолком и фонари зазвенели, а покрытие гаража стало раскачиваться, и через мгновение под ним должны были начать летать самолёты.
Недалеко от гаража на углу дома, отданого под видео-арт стоял умирающий ЗИМ
Видео-арт
Рядом с гаражом находилось сгоревшее небольшое двухэтажное здание, которое почему-то все называют общагой, и в которой разместился видео-арт. Кроме видео-арта на первом этаже один угол стен лестничной клетки оплела инсталляция Раяна Вольфа «Разветвлённая система». Она представляла собой пучки проводов, заканчивающиеся светодиодами и электронными бабочками, обсевшими стены и несинхронно махающими крылышками. «Система» выглядела действительно живой: создавалась иллюзия, будто это и правда, настоящие бабочки слетелись на свет лампочки, горящей над дверным проёмом.
Из видео-арта в первую очередь понравился фильм, в котором какое-то полу культовое сообщество прекрасных юношей (что-то среднее между октябрятами, гитлерюгенд и религиозной сектой вроде менонитов) ведёт хозяйство, стрижёт овец, собирает хлопок чтобы потом из этого пошить себе одежду, каждому индивидуально. Потом они ловят осьминогов, чтобы использовать их чернила в качестве красителя для некоторых вещей. Всё делают под загадочную музыку - часть юношей во время работ по приготовлению одежды играют на разных музыкальных инструментах. Когда одежда готова к реке направляется процессия, несущая двух молодых людей, которых потом погружают в воду на подобии обряда крещения и пускают вниз по течению плыть. Другая процессия под звуки марша идёт в лес, неся деревянный ящик с крышкой, который потом ставят на заранее приготовленный деревянный подиум. Среди процессии идёт юноша в белом одеянии, несущий букет хлопка, который со стороны похож на букет белых лилий. Он ложится в ящик, и его накрывают крышкой. Потом ящик опускают в реку, на него садится юноша с веслом и отчаливает от берега. Он проплывает между двумя юношами, плывущими в противоположную сторону (это те двое, которых пустили по течению) и скрывается за листвой нависшего над рекой дерева под тяжёлый звон колокола.
Следующий приглянувшийся фильм - «Drawing Is Hard» (Александра Галкина). На листе бумаги рука рисует маркером дом, машину, пишет ЛЕНИН, и при этом маркер издаёт очень неприятный и громкий скрежет. Когда в доме рисуют квадраты окон, то звук такой, будто их штампуют на конвейере. На нарисованной машине красным маркером ставят точки, которые должны обозначать следы от пуль и кажется, будто машину действительно обстреливают.
Ещё понравился «Visual Vinyl» ( Александр Гнилицкий и Леся Заяц). С помощью стробоскопа и вертушки для виниловых дисков оживляют различные предметы, поставленные на крутящуюся вертушку. Например, по периметру круга вертушки разложили вилки с разной степенью погнутости, и в результате создаётся иллюзия, что вилка начинает судорожно извиваться.
И последнее из понравившегося - «Жизнь вещей» (Петер Фишли и Дэвид Вайс). Падает стаканчик, сбивая банку с жидкостью, которая наполняет ёмкость, приводящее в движение колесо, которое сталкивается с чем-то ещё и это что-то ещё приводит в движение следующий предмет и т.д. Суть фильма, видимо, в ловко сконструированной и функционирующей системе. Мне было интересно, чем наконец закончится цепочка взаимообусловленных взаимодействий предметов. Думал, что цепочка эта окажется замкнутой, т.е. конец фильма совпадёт с началом. Оказалось, что нет - фильм заканчивается очередной химической реакцией, пускающей в глаза дым, который заполняет всё вокруг. Вся красота заключалась в самом процессе.
Кроме видеоинсталяций на фестивале показывали разное интересное и не очень кино и анимацию. Я был на показе белорусской анимации «Анімацыя.by», подборки треш-фильмов и на фильме «Путь самоделкина». Ещё я смотрел фильм «Мечта» (про ментальность современных рассиян), но мне он не понравился. В фильме хотели показать современных людей определённой страны (России), показать, что они такое и что их объединяет, но мне это не интересно, поскольку меня ни с какой социальной группой ничего не объединяет и, тем более, с народом. Ну разве что только за редким исключением.
Из белорусской анимации понравилось почти всё, что показывали. За исключением, разве что, одного мультфильма, по характеру уж больно походившего на продукты жизнедеятельности одной нашей бывшей старосты из университета. Замечательны мультфильмы «Беларускія прымоукі» и «Выцінанка-выразанка». В Белоруссии, оказывается, есть народное искусство вырезания ажурных фигурок из бумаги. Вот такие фигурки авторы этих мультфильмов анимировали и создали забавные истории в духе народного лубка. Ещё очень понравился один фильм, правда, я не запомнил его названия. Очень здорово в нём использовали возможности графики. И ещё очень интересный и смешной был «Never again» - пластилиновый мультфильм про торчков.
На протяжении всего фестиваля действовала открытая сцена Lab Garage. Сначала она размещалась на задворках киностудии, а ближе к концу её функцию стал исполнять газон на обочине одной из центральных улиц кино-комплекса. На сцене постоянно играли разные группы, в основном всякая панкуха. Мне очень понравилось выступление каких-то чуваков, которые играли что-то молдаванское или цыганское и очень зажигательное. Вроде выступала «Димна суміш» или кто-то на них похожий (у них девушка на барабанах), а когда сценой стал газон, то одна группа играла очень классный пост-рок. Ещё на траве выступала одна женская группа, в которой на гитаре играла подруга Дмитриева. Они очень сильно лажали, но не смотря на это выходило очень драйвово и зажигательно. Короче говоря, было круто.
Инсталяции
На территории киностудии участники фестиваля разместили разные инсталляции. Отмечу более или менее приглянувшиеся.
«Шевченки» (дохрена авторов). Несколько Тарасов Григорьевичей, которые являются по-разному обыгранной копией с памятника поэту и которые в основном выполнены из цементного раствора, которым обмазан каркас из металлической сетки. Один Шевченко покрыт облаками и стоит среди берёзок. Мечтательный такой образ. Другому между ног засунули оранжевую плюшевую лошадку, которой он делает ататай. На третьего натянули увеличенный во весь рост орнамент с писанки. Ещё один Шевченко лежит в разобранном виде на траве. Он окрашен в яркие цвета и похож на конструктор для очень маленьких детей очень большого роста. Следующий Тарас Григорьевич прозрачен и выполнен из капроновой сеточки, натянутой между двумя тополями. Я решил, что если бы в середину посадили на стуле человека, вроде как в инсталляции «Портреты старых людей», ты вышло бы намного лучше. Что-то вроде «человек внутри Шевченко». И последний и, как на мой взгляд, самый главный Шевченко монументально стоит на краю склона и обсижен не менее монументальными голубями. И ими же обгажен.
Шевченко и индастриал
Шевченко делает лошадке ататай
Шевченко в берёзовой роще в облаках
В одном из дальних уголков киностудии случайно нашёл памятник прожектору. Тоже инсталляция. Называется «Форма света» (Жанна Кадырова).
В самом конце, рядом с ангаром, в котором размещались психоделические кареты, была куча мусора, из которой три девочки сооружали разные интересные штуки. Мне очень нравится, когда люди из мусора что-то создают. Если вернуться к теории отвоевания жизненного пространства хламом, то вполне уместен будет вопрос, что же делать с территориями, которые хлам начал поглощать или которые он уже полностью заполнил собой? Можно его перевезти в другое место, переработать и сделать капитальный ремонт пространства, но для этого нужны деньги. А можно место, захваченное мусором творчески переосмыслить и сам мусор использовать как исходный материал для обновления места и адаптации его под новые функции.
Инсталляция «2км = 15см Х 400» (Джон Кеннет Мелвин)
А вот этот шедевр нашёл Аскольд, когда мы с ним шарились по фестивалю. Он хотел его забрать домой, немного подрезать и повесить на стену в качестве картины. Шедевр стоял под стенкой вместе со старым автомобильным сиденьем и прочим хламом, и один мужичок, отпиравший расположенной рядом с хламом дверь, ведущую в какую-то подсобку, сказал, что здесь нет никакой инсталляции и что это просто мусор. На что Аскольд возразил, что в этом куске ДВП заключены волнующие сердце образы и что, раз их никто не видит, то он его, пожалуй, заберёт себе.