Dec 31, 2024 21:54
Ленинград, лето 41-го, война. Многие капитаны торговых судов и помощники, кто помоложе, призваны в военный флот. К начальнику пароходства явился старый капитан Смирнов, известный и уважаемый, но давно уже не плававший. И попросил дать ему судно.
Смирнова назначили капитаном транспорта "Иван Папанин" (прежний капитан коего был мобилизован). Вскоре "Папанин" ушел в отрезанный фрицами Таллин, откуда эвакуировали войска. Там он принял более 3000 чел. (против 1400 по плану).
Фрицы заминировали залив, а также их самолёты активно атаковали колонны судов. "Папанин" отстреливался, уклонялся от бомб и торпед, благополучно прошел через минные поля, но недалеко от острова Гогланд в него попали сразу две бомбы, вызвавшие пожар (на судно в Таллине загнали ок. 200 а/м, включая бензоцистерны, и в них горел бензин, а в трюмах рвались боеприпасы). Смирнов был тяжело ранее (пробито лёгкое), старпом предлагал эвакуировать его на тральщик, но капитан потребовал спасать не его, а судно. На тральщик подали тросы, и тот поволок горящий пароход к острову, где "Папанин" выбросился на камни (тральщик был, наверное, "ижорец", т. е. бывший буксир).
Пожар потушить так и не удалось, на следующий день фрицы окончательно разбомбили судно. Но команда и пассажиры - почти все были спасены, Смирнов же умер от ран.
Было ему под 70 лет, он был болен и никаким мобилизациям не подлежал, мог спокойно жить в тыловом (тогда ещё) Ленинграде. Никто не заставлял его идти в море под немецкие бомбы, но он пошел. Это к вопросу о "всеобщей ненависти" к режиму.
Биографию Смирнова мне нагуглить не удалось, но можно предположить, что он стал моряком ещё при царе.
Никто не хотел воевать за кровавый режим