"Массовое" дезертирство

May 01, 2013 15:19

Поклонники Солгонина не перестают визжать о "массовом" дезертирстве, которое, по их мнению, происходило в РККА в 1941-м. На предложение привести факты (а не домыслы) один из них сослался на сборник документов НКВД. Там нач. отдела по борьбе с бандитизмом сообщает, что за три года войны:
По Советскому Союзу изъято: дезертиров из Красной Армии - 1210224, уклонившихся от службы в Красной Армии - 456667,
из них в 1941-м - 710755 дезертиров.
Конечно, кого-то не поймали. См. известный сборник Кривошеева "Россия и СССР в войнах XX века", раздел "Численность и убыль", в нём таблица 131 , в которой есть графа "осуждено (в том числе за дезертирство -- 376,3 тыс. чел.) и есть графа "не разыскано дезертиров", в которой указано 212,4 тыс. чел. Итого дезертиров за всю войну - 588,7 тыс. чел.
Даже если сложить данные НКВД и армии (а это, несомненно, будет отчасти двойной учет), то набегает зафиксированных дезертиров (как пойманных, так и нет) около 2 млн., или 5 % от общей численности призванных за войну и уже служивших в РККА к началу войны (34,5 млн).
Кроме того, какая-то часть дезертиров попала в плен или перешла на сторону врага, а числилась среди пропавших без вести. Установить их кол-во вряд ли возможно. Обычно пишут, что всего около миллиона служило немцам (власовцы, хиви, полицаи, всякие националы). Но надо учесть невыносимые условия в плену, где отказ от вступления в подобные формирования часто был равносилен смерти. Кроме того, многие туда вступали как раз с целью перебежать на советскую сторону, что и происходило регулярно (вот уж где массовое дезертирство). Кроме того, далеко не все немцам служившие были в прошлом военнослужащими (те же полицаи, например - из гражданских в основном), а некоторые вообще не были гражданами СССР (эмигранты).
Надо также учитывать, что отнюдь не все объявленные "дезертирами" были ими на самом деле (их число завышено точно так же, как в другие периоды "органы" массово "выявляли" кулаков, троцкистов, японских "шпионов", "космополитов" и т. д.). В известных мемуарах Никулина описано, как двоих солдат, отлучившихся повидаться с родными (т. е. обычных самовольщиков), объявили "дезертирами" и расстреляли. Было это в Питере в июле 41-го (т. е. в еще тыловом городе). Как солдат, прибывших на фронт, направляли в некую часть, не провожая и не объяснив толком, где ее искать. Или, наоборот, вызывали с передовой к начальству. Заблудившись, запросто можно было угодить в "дезертиры". Или: раненый просит помочь ему добраться до медпомощи. Но если ты не санитар, а с раненым ушел с позиции - могут объявить дезертиром. Так что большинство отказывалось, и раненые мерли на глазах остальных. Никулин так и пишет - случайные дезертиры, которых и расстреливали регулярно. Такого рода факты отмечены и в донесениях: "Он самочинно расстрелял 2-х красноармейцев, искавших свою часть...". А теперь "противник репрессий" Солонин на их костях пляшет.
Так что утверждения Солонина, что в 1941-м дезертировало большинство, не имеют под собой никакой почвы. И, главное, нет никаких данных о том, что большинство дезертировало именно из ненависти к соввласти, а не из обычной трусости и желания выжить.
Байки же про т. н. "скрытое дезертирство" (например, симуляция неисправностей или намеренная порча танков) тем паче голословны. В лучшем случае есть отдельные примеры такого рода, но чаще - ничего.
Previous post Next post
Up