Ленд-лизуны - танкопром

Oct 13, 2019 21:57

Продолжаю об этой статье (начало в предыдущем посте).
Автор пишет, что не хватало резины, посему "толстый пласт резины на всей опорной поверхности катка сменила небольшая резиновая втулка" (т. н. "внутренняя амортизация"). "Спасли дела американцы, начавшие в конце 1942 года поставки резины. С мая 1943-го все «тридцатьчетверки» Уральского танкового завода № 183 вновь сходили с конвейера на катках с наружной амортизацией"
"Негативные последствия (внутренней амортизации) предполагались, но измерить и оценить их оказалось нечем, предприятия не располагали нужными приборами. Лишь после окончания войны выяснилось, что катки большого диаметра с внутренней амортизацией танков Т-34 оказывали просто разрушительное действие на всю ходовую часть и трансмиссию." - выходит, на фронтах ничего подобного не замечали, возможно потому, что в боях танк обычно выходил из строя раньше, чем проявлялось "разрушительное действие"? В таком случае "американское спасение", мягко говоря, не выглядит столь значительным, как хочет показать автор.
Дальше у него речь идет о металлорежущих станках. Было их на указанном заводе (в конце 1945 г.) ок. 3700, за 1942-1945 гг. поступило 242 импортных и 102 отечественных. Даже если предположить, что весь импорт этих лет - это ленд-лиз (а это далеко не факт), то доля его 6,5 %... Но, заявляет автор, "практически все полученные из США и Великобритании станки относились к числу агрегатных, специальных и высокопроизводительных и предназначались для расшивки «узких мест» на танковых заводах" (следует многословное перечисление названий, фирм и разных подробностей, но ни одного примера "узкого места", которое было "расшито" при помощи этих станков, автор не приводит). Сколько из остальных ~ 3500 станков " относились к числу агрегатных, специальных и высокопроизводительных", автор тоже не сообщил "почему-то". Соответственно, и сравнить эту категорию станков отдельно (число полученных по ленд-лизу с числом отечественных или купленных СССР за рубежом) - невозможно.
Далее, станки, поступившие в 1945 г., вряд ли стоит учитывать. Даже если пришли они еще до Победы (а это не факт), то пока смонтировали, наладили, начали на них что-то выпускать для танков, пока танки эти собрали, пока везли их на фронт - война кончилась уже.
Выводы:
"По мнению автора, ленд-лиз действительно сыграл большую роль в оснащении наших танковых войск и весьма помог танковой промышленности СССР." (а разве кто-то утверждал, что помешал?)
"Но произошло это еще и потому, что процесс был правильно организован советской стороной. Ленд-лиз не подменял, а дополнял советскую промышленность в тех ее отраслях, где собственных мощностей не хватало." (а зачем выпускать то, что можно получить от союзника?)
"На танковых заводах ленд-лизовское оборудование служило для повышения эффективности уже существовавших технологий и собственноручно созданных производственных процессов."

ленд-лиз

Previous post Next post
Up