Утюги

Sep 23, 2018 13:45

В предыдущем посте я писал, как писатель по фамилии Больных всячески превозносил "Аэрокобру", которая (якобы) по сравнению с советскими истребителями была чудом техники. Я сие опровергал, цитируя высказывания ветерана Н. Г. Голодникова...
  Мне могут возразить, что Больных пишет про бои на Кубани, а Голодников-то воевал на Севере, где линия фронта (а значит, и аэродромы) не менялись и больше было возможностей для правильного обслуживания и т. д. Но и другие ветераны тоже "кобру" никакой "вундервафлей" отнюдь не считали.
И. И. Кожемяко:
"На высоте 3 тысячи и ниже (где, в основном, и вели бои "Яки") "кобра" была откровенным "утюгом"... Во время боев на Курской Дуге "кобры" нашего корпуса поначалу занимали высоту 5 тысяч метров. Ходили на ней целыми днями, а немцы на эту высоту просто не шли. Оно и понятно: "мессера" ходят там, где штурмовики (а значит, и "Яки").
  ...я и оценил, насколько наш "Як" превосходит "кобру" на малой высоте. Отбивая "мессеров", я носился вокруг "кобр" чертом. Полное превосходство "Яка" и по скорости, и по динамике разгона, и на "боевом развороте". "Кобры" двигателями дымят, а толку никакого. Честно говоря, я в этом бою особой разницы между "коброй" и Ил-2 не увидел. Утюги!
   ...когда штабы планировали боевые действия, то они всегда старались учитывать соответствие возможностей техники поставленной задаче: "Яки" сопровождают штурмовиков, "кобры" летают на перехват и "расчистку", "Ла" сопровождают "пешки", ведут "охоту" и маневренные бои...но если вдруг возникала оперативная необходимость, на эту "специализацию" плевать хотели...
  Допустим, засекли наши скопление немецких войск - туда тут же бросают "Илы". Но тут выясняется, что "Яков" для сопровождения "Илов" нет. И "Лавочкиных" нет. (Точнее, они есть, но быстро подготовить их к вылету не удастся.) Но, есть "кобры". И всё, задача решена - и полетели одни "утюги" других "утюгов" прикрывать. Потому, что "Аэрокобра" на малых высотах - тоже "утюг", как и "Ил". А над целью "мессера"…

"Кобра", однако, имела свою область применения: например, как сообщает Кожемяко, обычно именно "кобр" посылали сбивать разведчики FW-189 (прозванные "рамами"), те летали на высоте 7-8 км, где Яки были малоэффективны. Бывало, впрочем, что и Яки вынуждены были вести бои на таких высотах, если обстановка этого требовала...
   А что сей "утюг" был еще и сложнее в обслуживании (та самая фильтрация масла), тоже трудно отнести к его достоинствам.

Кстати, еще из интервью с Кожемяко:
"- Особист у вас в полку был? Его боялись?
 - Особист, конечно, был. Пожилой такой дядька. Тихий, спокойный, такой простой. Совершенно его не боялись. Он к летчикам очень хорошо относился. Он нашу работу понимал. И мы тоже его работу понимали. Ну, а когда люди друг друга понимают, жить легче.
   Помню, у меня уже вылетов 30 было. Он меня отзывает в сторонку: "Иван Иваныч, ты же уже опытный, у командования полка на хорошем счету… Ты там посмотри повнимательнее, кто в бою уклоняется, кто еще чего… Если такое заметишь, шепни мне потихоньку …" - "Конечно, - говорю, - как только, так сразу…" Смотрим друг на дружку и смеёмся… Потому что и я прекрасно понимаю, что мужику надо отчитаться по мероприятию, и он прекрасно понимает, что я стучать не буду. Разошлись, глубоко довольные друг другом. Всем всё понятно.
   Кстати, наш особист и не дал замполиту на меня дело раздуть. ...замполит уже совсем разошелся и пошел к особисту, что, мол, уже пора бы и нашим компетентным органам поинтересоваться, откуда у лейтенанта Кожемяко появились сомнения в необходимости партийного руководства в Вооруженных силах? Как я уже сказал, наш особист был мужик простой и, видимо, поэтому он особо над "поставленной задачей" не раздумывал: "Пошёл на х…!". (Мне это потом рассказали.) На этом всё его расследование и закончилось. Ну, а с особистом связываться замполит не рискнул, себе дороже выйдет."

ленд-лиз, Больных

Previous post Next post
Up