Недавно в твиттере один человек говорил, что вместо турпоездки по Европе выбрал бы скорее Ямал. А в пику вежливости петербуржцев приводил душевность жителей сибирской глубинки. Так уж вышло, что поездки по нашим краям - дело не самое простое. Проблемы с инфраструктурой сказываются, сами понимаете. Зато это именно та единственная возможность увидеть настоящих людей и настоящую жизнь. Ровно об этом нам говорил один немецкий пенсионер, которого мы
встретили на теплоходе "Чернышевский" год назад: на туристических рейсах ты крутишься бок о бок с такими же туристами, как и ты сам. А вот пассажирские - совсем другая песня. Так и здесь: облюбованные путешественниками места полны банальной стратью срубить бабла с туриста. А за углом... За углом жизнь без прикрас. Вот тут-то и притаился Татарск.
Ранним воскресным утром мы прыгнули в практически пустую электричку (160 рублей на человека в одну сторону) и двинулись в пункт назначения. По пути получилось неплохо выспаться: сиденья мягкие, а в вагоне кроме нас два человека, занятых тем же самым - попеременно, сном и созерцанием окрестностей. Три часа к ряду мимо проносились бескрайние поля Западной Сибири, солнышко припекало, а впереди ждал такой странный город.
01. Где-то там за горизонтом Омск.
02. А с этой стороны - еще более далекий Новосибирск. Левее виднеется вокзал, который мы почему-то забыли заснять, ну, да бог с ним. Ничего примечательно - стандартный кирпичный вокзал постройки середины века.
03. Осматриваем округу.
04. Татарск - город башен, больших и маленьких. Здесь даже есть свой аналог высоток Всемирной выставки.
05. На площади перед вокзалом сразу же памятник борцам за Советскую власть. За ним - конечная остановка маршруток, на которую мы и двинулись, дабы рвануть по своим делам. Надо отметить, что в Татарске ограничение скорости 40 км/ч. В прочем, здесь никто никуда не торопится и черепашьи скорости автомобилей только добавляют колорита. Только пусть они вас не обманывают - движущийся на 40 км/ч автомобиль всё так же смертелен.
06. В Татарске есть свой Биг Бен. Тут оказалось, что земля имеет форму чемодана и людей иногда стрясает в угол: увидев эту фотку в инстаграме, один из моих бывших студентов рассказал, что часы на башне делал человек, живший с ним по соседству в одной деревне.
07. Живы здесь и образчики советской мозаики, расположенные, как вы легко можете догадаться по сюжету, на детской школе искусств. Да, она не загнулась, она работает. Одно из достоинств расположения райцентра около Транссиба - здесь еще кое-что работает.
08. Довольно неожиданный для нас памятник Геннадию Заволокину, открытый в 2012 году к проведению областного конкурса гармонистов "Играй, гармонь!". Жизнь Заволокина тесно связана с Новосибирском и областью. И смерть тоже.
09. А в этот момент на меня пахнуло малой родиной. В Омске такие почтовые ящики непривычны, в то время, как в моем родном городке в Поволжье - нормальное явление. Вот и в Татарске тоже.
10. Районный ДК и ЗАГС в одном здании. Не знаю, это новая постройка или переделка старой.
11. Памятник труженикам села в честь 80-летия Татарского района.За памятником вполне современная гостиница с оригинальным названием "Постоялый двор".
12. А это уже конкретные персоналии на Алее славы.
К слову, о районе. Когда мы собирались в путь, в Новосибирске как раз были перипетии с мэром и губернатором. И я в шутку предложил заслать в Татарск ограниченные контингент омичей, дабы, пока власть в соседнем регионе меняется, присоединить район к Омской области.
Знакомый новосибирец посмеялся и ответил, что ему по барабану: у них в городе уже давно не знают, где этот Татарск и что там происходит. Оно, кстати, и видно: из Омска попасть сюда проще, чем из их областного центра. От нас до Татарска можно доехать за 3 часа на электричке, а из Новосибирска, либо электричками с двумя пересадками часов за девять, либо Ласточкой, либо поездом, либо автобусом, который ходит два раза в неделю.
Татарчанин же поспешил остудить мой пыл: местные жители считают Омск дырой, в которой нечего делать, потому будут категорически против. В ответ я заметил, что мы сидим в электричке (дело было уже на обратном пути), почти до отказа забитой молодежью, едущей с выходных из дома учиться и работать. Он кивнул и пояснил: столько же народу сидит сейчас в электричке на Барабинск - завтра на работу и на учебу в местных техникумах, а кто-то и вообще не возвращается из Новосибирска. Такие вот дела.
13. Бок о бок с главной площадью города находится еще не открывшийся к середине апреля парк аттракционов.
14. И суд.
15. Единая Россия отмечает, что она причастна к изменению облика города. Наглотавшиеся пыли после сорокаминутной прогулки по главной улице (улице Ленина, конечно же!), мы только ухмылялись.
16. Брендинг по-татарски.
17. Главпочтамт с давно остановившимися часами. И то верно, на кой вторые часы, когда есть свой карманный Биг Бен.
18. Реклама по-татарски.
19. Памятнки на площади Победы. Именно здесь проводят парады на 9 мая. Кто в них участвует, я расскажу в следующем посте о Татарске.
20. Памятник борцам Революции. Смысловая нагрузка та же, что и у того, что рядом с вокзалом, но как-то разграничить надо было. Решили дать разные названия, я так понимаю.
21. Мемориал погибшим в ВОв, Афганистане и Чечне.
22. Площадь огорожена от проезжей части довольно широким полем кустарника, изрезанным узенькими плиточными дорожками.
23. Среди кустарника притаились урны.
24. Покровская церковь. Мне рассказали, что восстановлена она одним из местных умельцев при помощи местных. Ровно как и строилась уопмянутая раньше башня. Вообще, принцип "кто, если не мы" для города определяющий и в следующем посте об этом еще пойдет речь.
25. Ребята, да, здесь есть свой Мулен руж!
26. И еще раз о брендинге.
27. Под занавес сегодняшнего поста - памятник рабочему-созидателю, стоящий на развилке дорог рядом с местным краеведческим музеем, ради которого, собственно, и был затеян весь этот поход, и о котором - в следующем посте.
Город Татарск в целом производит гнетущее впечатление. Отсюда хочется стремительно уехать, скрыться и вернуться домой. Примерно те же чувства испытывают, например, многие москвичи в Омске. В Татарске, когда-то богатом на производства, осталось полтора (утрирую, на самом деле 13) еле живущих (относительно) завода. Но то, что осталось, все равно много больше, чем в некоторых других райцентрах нашей страны.
Татарчане ударились в торговлю. Рынок, магазин и магазинчики кишмя кишат на главной улице, но и им наступает конец: в город приходят крупные сетевые бренды. Местные бизнесмены рвут на себе волосы и стараются искать новые места для бизнеса. Так, считается нормальным владеть бизнесом в Калачинске, Барабинске или Куйбышеве, а жить преспокойно в Татарске.
Узнав про наш визит, мой приятель рассказал, что апрель не самое удачное время для посещения города - летом, когда вокруг много зелени, гулять по городу куда приятнее. И это понятно. И я даже понимаю, за что любил Татарск когда-то родившийся и выросший здесь маршал Телегин. Но сегодня он бы наверняка только покачал головой: несмотря на старания жителей, город хиреет, молодёжь уезжает, а те, кто остается, если не получается крутиться, считает копеечные зарплаты. Грустно, в целом.
Вот и всё на сегодня. До связи!