Продолжение окультуривания

Oct 05, 2013 23:07

Сегодня посетили открытие органного сезона в Органном зале филармонии. Эмоции смешанные.

Начну по порядку.

Концерт давал органист Португальской национальной церкви в Риме Джампаоло ди Роза. Сорока одного году от роду, итальянец, обладатель увесистой пачки дипломов самых разных специальностей - органист, клавесинист, пианист, композитор, импровизатор, педагог, органный мастер, ученый (PhD, между прочим). В общем, мастер на все руки (и ноги - органист же). Виртуоз.

Вот в витуозности-то и крылись подводные камни. Но об этом позже.


На сцене появился этакий небритый мачо с пышной, серебристой от проседи, шевелюрой в черных брюках и пурпурном френче, рукава которого оказались аккуратно подвернуты. Он слегка поклонился, артистично провел рукой по волосам и вдарил по Баху.

Я честно пытался не клевать носом до тех пор, пока не объявили Патетическую сонату (№8) Бетховена, которую ди Роза взял да и переложил на орган. При всей моей общей нелюбви к Бетховену, это произведение все же дергает какие-то потаенные струнки в душе. А слушать его в исполнении органа было... Необычно. Не потрясающе, не плохо, но неожиданно. Зазвучало как-то по-новому.

Завершил маэстро первое отделение произведением нового для меня композитора (я их вообще мало знаю - неуч). Жан Лангле "Пятая труба" из цикла "Пять медитаций на Апокалипсис". Название быстренько заставило собраться и приготовиться к аду адскому, коий немедленно и последовал. Понятно, что группа Cyclotimia (Лёня, привет!) появилась позже, но "Пятая труба" почему-то заставила меня вспомнить именно о них. Для экстаза не хватало только добавить побольше мощных басов и индустриальной подложки в виде звуков промзоны или чего-то в этом роде. Чтобы уж совсем конец света. А так - ну, побряцал чего-то. Техничненько. Но без изюминки.

В перерыве часть публики по-тихому покинула зал. Небольшая, но всё же. Испытание современной музыкой не всем по силам. Кроме того, в перерыве зрители писали заявки: во втором отделении маэстро собирался исполнить вариации на темы, которые ему предложат. Причем, не на все, а только на две из.

Я просил Имперский марш.

Не выгорело. Ди Роза выбрал "Степь да степь кругом" и еще одну мелодию, наверняка очень известную среди знатоков классической музыки, но незнакомую мне (неучу, как уже упоминалось выше). Впрочем, если на первую зал прореагировал бурно, то вторую тоже как-то тихо не узнал.

А дальше было 40 минут, по поводу которых, мне хотелось бы, во-первых вспомнить один старый анекдот (для тех, кто не в теме, приведен ниже) и спросить, в связи с этим: "Маэстро, когда вы уже найдете свою ноту?" Во-вторых, мне кажется, что Виртуозить и Творить - разные понятия. Потому что, когда половину импровизации ваши руки порхают туда-сюда с безумной скоростью над клавиатурой, это, конечно, офигенно технично (тут, браво, бис, золото по всем статьям и тп - я не мог не оценить), но и столь же скучно. Перемудрили-с.

На бис, ди Роза исполнил короткую вариацию на тему "Танец маленьких лебедей", поставив жирную (местами опять с уходом в бешеные атональные скорости) точку.

И, на последок, анекдот.

На улице недалеко друг от друга подрабатывают два гитариста - молодой и старый. Молодой музыкант показывает суперскоростную технику, "пилит" по всему грифу, сногсшибательно импровизирует, а старый скромно стоит в сторонке и извлекает вдумчиво пару-другую нот. Около молодого гитариста - никого, около старого - толпа народу.
Один слушатель не выдержал, подошел к старому музыканту и спрашивает: "Как так получается, что тот молодой музыкант быстро играет, показывает фантастическую технику, и его никто не слушает, а вы спокойно играете несколько нот и вас слушает толпа народу?" Старый музыкант подумал и ответил: "Он только еще ищет свою ноту, а я уже нашел..."

organ, concert, italy, omsk, portugal, music

Previous post Next post
Up