В выходные съездил в Петрозаводск с командой «Театра.doc» и со спектаклем «Демократия.doc», который был представлен в Медиа-центре «Vыход». Все прошло очень славно, и из трех представлений, на которых я был (см.
«Демократия» в «Театре.Doc» и
«Демократия» в «Театре.Doc», второй заход), это было самым удачным во всех отношениях - и по-театральному не скучно, и концептуально не бессодержательно.
Арман вел все действо фактически один. Аля Беленицкая ассистировала ему при записи кандидатур и подсчете голосов. Зал был очень молодежный, человек на 50-60. Сначала каждый показывал на человека, который кажется ему зримым воплощением демократии. Принцип экзотерриториального предпочтения и тут сказался очень ярко: первыми же кандидатами были названы два датчанина, сидевшие в заднем ряду и вообще не говорящие по-русски - Пер и Петер. Называли и Георга Жено, и даже за меня было два голоса. В конце концов, победил симпатичный Дима лет 20 с хвостиком, с изящной черной бородкой. Арман попросил его рассказать, что ему представилось, когда он медитировал на тему «демократия». Дима сказал: Зал для заседаний Государственной Думы. На трибуне стоит Лужков и стучит каблуком. Тут же обнаженная девушка в позе буквы Г занимается с ним оральным сексом. Рядом расхаживает Владимир Владимирович и приговаривает: так-так, хорошо-хорошо...
Наверное, можно было разыграть и эту сцену, но Арман начал заново: представьте себе, что демократия в России это поле, какие фигуры в нем есть, числом этак 5? Дима ответил: 1) Удача, 2) вор, 3) человек (обыкновенный, средний, любого пола), 4) сторож (добрый отзывчивый чувак, стоит на границе поля в сторожке, потягивает из бутылочка водку), 5) человек действия (летает над полем на воздушном шаре и думает, что бы ему сделать).
Потом он стал выбирать людей в зале, подходящих, на его взгляд, к этим ролям. В Человеки Действия он выбрал Елену Зеленцову, координатора всего проекта (Москва, Институт культурной политики), в Сторожа - МЕНЯ, Удачей - свою подружку. Вора и Человека он выбрал просто феноменально, потому что они и сделали основную коллизию действа. Молодой парень, назначенный просто Человеком, экзистировал на сцене с поразительной открытостью и незащищенностью. Как бы его не пытались «выстроить», навязать ему роль или функцию помимо «быть человеком», он упирался и тихо говорил: «Убейте в себе человека…». От этого проходил настоящий холодок. Вор долго занимал позиции по краям, определив свое кредо: я ворую понемножку, столько, сколько нужно, и вообще у тех, кто сам хочет, чтобы у них украли. Про Удачу он сказал: мне кажется, у нас с самого начала возникла некая симпатия и взаимное притяжение, но я почему-то не решаюсь к ней подойти; наверное, я боюсь, что если я к ней подойду, она может отдалиться, а потерять Удачу - это самое страшное [я так боюсь ее потерять, что даже за ней не гонюсь!]. Удача ничего активного не делала, но озаряла сцену своим пристутствием. Я в роли Сторожа (как-никак имею стаж с 19 лет!) бдительно следил за тем, чтобы контролировать ситуацию. Мне сказали, что я излучаю спокойствие и уверенность. Был момент, когда даже Удача, почувствовав некий дискомфорт, сказала: я, пожалуй, пойду к Сторожу под крылышко. Публика комментировала мою роль противоположно: «Сторожу здесь вообще нечего делать» и «нет-нет, без Сторожа все сразу развалится».
Как обычно бывает, возник момент установления баланса сил и остановки действия. Зал заскучал, и появились инициативные самопровозглашенные роли. Вышел крепенький паренек, назвавшийся Будущим, и стал выстраивать проект Будущего. Он образовал ряд с Удачей и Человеком. Я их в сторонке сторожил. Елена Зеленцова не очень активно проявляла себя как Человек Действия, и в основном ее попытки действовать почему-то вызывали агрессию зала. В общем, когда установилась гармония под знаком Будущем, в ряд вышел Вор и встал рядом с Человеком. Что это ты сделал? - спросил Арман. - А я украл у Человека спокойствие, - ответил Вор. Это выглядело убедительно. К концу двух часов конфигурация на сцене выглядела как строй: впереди Будущее, за ним Человек, за ним Удача. Вор стоял немного в сторонке, у стены. По разным краям авансцены, по бокам от основного построения находились Сторож и Человек Действия. Арман (с подсказки Георга) предложил всем присоединиться к тем фигурам, с которыми они солидаризируются в этот момент. Абсолютное большинство встало рядом с Человеком, многие - с Будущим и Удачей. Одна девушка встала рядом со мной. Сколько было с Человеком Действия и Вором, я как-то особо не обратил внимания.
Потом был мастер-класс, выступили Георг Жено, Лена и Арман. Зал очень заинтересованно слушал, задавал вопросы, участвовал в обсуждении. В моем представлении это был прорыв, потому что в моем (небольшом!) опыте это был первый раз, когда публика в целом получила завершенный гештальт. Никто не уходил с каменными мордами, не зевал и не выпытывал у ведущих, а что и зачем это было?
В воскресенье мы съездили на «комете» в Кижи. Впечатление неизгладимое. Кижский погост с Преображенским собором (знаменитые 22 купола), Покровской церковью и колокольней - это, конечно, нужно увидеть не по открыткам. Удивительно эффектный ансамбль, с чем более дальнего расстояния на него смотришь, тем грандиознее он кажется. (Это не в смысле, что с близкого расстояния он что-то теряет, просто «высокое парение» требует дистанции). Там же замечательные памятники деревянного зодчества, привезенные из разных мест Заонежья - церковь Воскрешения Лазаря, самая старая деревянная церковь в России; дома зажиточных крестьян, ветряная мельница. Для нас сыграли на колоколах, я записал на диктофон. И день, как нам сказали, выдался исключительный; обычно в это время уже устанавливается пасмурная и дождливая погода.
Нескучно провели время в поезде. Приехали в Москву рано утром в понедельник.