«Традиции и современность», или Совок revival

Jan 30, 2007 14:36

Первый Московский международный фестиваль искусств

Несмотря на полный завал текущей работы, я не смог устоять, когда позвонил Эдуард и сказал: «Ты идешь на выставку в Манеже? Ну ты что же, грандиозное мероприятие! Под эгидой Церетели! Там будут Говорухин, Макаревич и весь московский бомонд. - Они там выступают? - Они там выставляют свои картины! - Картины??? Иду». А что ж не пойти? Говорухина я с детства люблю, в какие бы политические компании его ни заносило. К Макаревичу давно поостыл, но все же был славный период, когда он был голосом нашего поколения. Как же можно было не полюбоваться на вклад московского бомонда в изящные искусства под эгидой дона Зураба?

Мы вчетвером (Эдуард, художник Владимир Владимирович Р., moscou_actu и я) были на открытии вечером в среду и на закрытии в субботу. Описывать всё нет никакой возможности, поэтому я ограничусь тем, что выложу часть картинок, которые сняла Настя, и вкратце опишу два финальных события - квинтэссенцию всего действа: благотворительный аукцион и церемонию награждения.

Формула «Совок revival» принадлежит моему другу Александру Торбину, который применял ее к реставрации советских методов управления в самом начале 2000-х. С тех пор реанимация совка шла семи-, а то и десятимильными шагами. Искусство тоже не отстало, чему красноречивое свидетельство - помпезный вернисаж в Манеже «Традиции и современность» (смело можно расшифровать как «Совок в современной редакции»).

Академик Александр Бурганов воспел главное достижение послесталинского социализма - покорение нами космоса - еще перед входом в Манеж:




Советско-постоветская живопись - примерно половина всего объема. Самые крупные экспозиции - Российской академии художеств и Московского института им. В. Сурикова. Ну, академики есть академики - писать умеют, за что честь им и хвала (Х. А. Якулов «Праздничный автопортрет», холст, масло, 2005):




Один из двух главных организаторов (вместе с Церетели) - Таир Салахов, отец «сурового стиля» социалистического реализма, выставил два портрета - художника Бориса Ефимова (о котором еще будет речь) и забавненький портретец Андрея Вознесенского (холст, масло, 2005), которому с дружеским приветом прилетает на макушку хоккейная шайба:




Самый, пожалуй, эмблематичный совочек висел вообще без имени автора и названия на отдельном стенде (вне галерейных экспозиций):




«Новая редакция» состоит в том, что границы между красными и белыми больше нет, все уже наши. Сам Церетели выставил бронзовую группу Романовых с закрытыми глазами «Ипатьевская ночь» (2005):




Помимо и. о. салонного портретиста при совке Александра Шилова, представленного шестью работами из авторской галереи (сам был на открытии), появился живописец на исторические и религиозные сюжеты Виталий Шилов. «Рождество» - по-моему, даже ничего, свежий взгляд:




И салонная ню висела на самом видном месте - паклонникам бландинак пасвищаицца - А. Г. Акритас «Верочка» (холст, масло, 2005):




Из портретов нового времени мы не могли пройти мимо Романа Абрамовича:




А это признание в любви к новым ценностям и их носителям, видимо, цензура не пропустила на стенды, но как бы в неофициальном порядке полюбоваться было можно:




А вот бюст покойного председателя Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Александра Яковлева работы П. Черемушкина в Галерее Бурганова, с лежащей на маленьком постаментике свежей гвоздичкой, я запечатлеть забыл.

Отступление от соцреализма все же имело место в отсутствии панорам с заводами и новостройками, портретов рабочих и доярок. Не приметил я и батальных картин, что даже слегка удивило.

Культурная жизнь, Выставки

Previous post Next post
Up