Фото Стивена Кляйна, модель - Мадонна
Вчера мы попытались прорваться на пресс-конференцию Оливера Стоуна в РИА «Новости» по поводу премьеры его фильма «Башни-близнецы», но вышел облом - Эдуарду ответили, что он слишком поздно подал заявку на аккредитацию. Возможно, это был формальный отказ, чтобы отфильтровать избыток журналистов.
В качестве утешения мы отправились к 17-30 на пресс-конференцию фотографа Стивена Кляйна по поводу открытия его выставки «X-STaTIC PRO=CeSS» в галерее Гари Татинцяна (ул. Ильинка, 3/8, строение 5). Стивен Кляйн считается гламурным fashion-фотографом № 1 и даже преемником Хельмута Ньютона (на которого он совсем не похож). Выставка изображает Мадонну и приурочена к ее приезду. Мы прошли мимо гостиницы «Арарат Парк Хайятт», где потихоньку скапливался народ с фото- и телекамерами в ожидании привоза Мегазвезды и стоял омоновский автобус наготове. Мадонна к тому времени еще даже не прилетела во Внуково.
Выставка представляет собой 15 больших монохромных фотографий из серии «Коридор» («Hallway»), изображающих Мадонну, то припадающую к стенам и дверям, то от них отталкивающуюся, и три
видеоинсталляции (проецируемые на специальные навесные экраны огромные фотокартины, в целом статичные, но отдельные элементы которых медленно движутся под звуковое сопровождение). На одной она лежит на столе с ногой, закрученной за голову, рядом пульсирует огромная человеческая почка, раз в несколько секунд звучит звук выстрела. На другом («Красная королева») она сидит в длинном красном платье и красном головном уборе, устрашающим видом напоминая картину Ф. Бэкона, и тут же рядом лежит на низкой железной лежанке в белом боди и черных колготках, полусогнув колени, и машет растопыренными руками. На третьем - она на той же лежанке в стойке упершись руками и вытянув левую ногу, на голове ужасная маска («The Beast» - «Чудовище»), слева от нее обгорающие сиденье и платье, на звуковом сопровождении - треск огня.
Словом, вполне такое эксгибиционистское искусство, не лишенной определенной суггестивности. Вполне можно походить и попялиться.
На пресс-конференции были кроме самого Кляйна хозяин галереи, президент агентства «marka:face:fashion» Федор Павлов-Андреевич, арт-директор российской «Vogue» Алиса Меликова.
Гари Татинцян (галерейщик, перебравшийся в Москву из Нью-Йорка в конце прошлого года) сообщил, что выставки таких мастеров, как Норман Фостер и Стивен Кляйн («это явления сопоставимые по значимости»), поддерживают мировой уровень столицы.
Федор Павлов-Андреевич, интересный молодой человечек в черном пинжаке (мож, смокинге), черном джемпере, салатной рубашке и бархатном малиновом галстуке, а снизу в коротких штанцах камуфляжной раскраски (fashion, блин!), рассказал про представленную выставку, что она уже три года путешествует по миру и собирает толпы бомонда. В Нью-Йорке ее показывал крутой галерейщик Джеффри Дайч. Для Москвы Стивен сделал кое-какой upgrade, она дополнена с учетом того, что происходит в жизни сейчас. (Правда, потом на вопрос, что же дополнено, автор никакого ответа не дал, зато выяснилось, что из пяти видеоинсталляций привезли только три). Предполагая, что народ, жаждущий увидеть обожаемую звезду глазами мастера гламура, ломанется безумными толпами, владельцу галереи советовали сделать выставку платной, но он настоял, чтобы вход был свободным и насладиться смогли все страждущие.
Он же пропиарил спонсоров - журнал «Vogue», «BeeLine», белое сухое шампанское (brut) «Piper Heidsieck», журнал «Time Out» и свое агентство «marka:face:fashion».
Алиса Меликова уведомила, что Стивен сделал несчитанную кучу обложек для американской «Vogue», равно как и для других глянцевых журналов, а проект работы с «Vogue»-Россия, надеемся, вот-вот осуществится в ближайшем будущем.
Сам Стивен Кляйн, 39 лет, выглядит как типичный белобрысый американский пацан, был в черной майке с золотыми буквами BROOKLIN и тоже в камуфляжных штанишках. Он без вступительного слова стал отвечать на вопросы. С ним сидела девочка-переводчица, его переводил Ф. Павлов-Андреевич. Писать на диктофон я не стал, делал заметки в блокнотике - вопросы и ответы воспроизвожу не дословно, но достаточно близко к тому, что звучало.
- Чем для вас интересна Мадонна как личность и как модель?
- Мадонна интересна мне всеми своими сторонами - и как актриса, и как модель, и как человек.
- Как вы видите свои будущие задачи?
- Я хотел бы начать снимать фильмы. Мода была частью моей жизни последние 15 лет. Сейчас я хочу, чтобы меня увидели шире - через книги, кино.
- Что означает
фотография с задранной ногой?
- Это портрет войны. После того, как кровь смыта, следы насилия устранены - осталось только это, звуки выстрелов.
- Как возник проект этой выставки и как он развивался?
- Сначала мы хотели снять кино, был написан сценарий.
Каждая из работ делалась за один день. На каждую съемку Мадонна приходила подготовленной, заранее продумав все, что хочет получить в результате. Все объекты, использованные при работе, были ей уже знакомы по каким-то предыдущим съемкам, клипам, фотосессиям - здесь она искала новые формы взаимодействия с ними.
Работа - это война, которую ведут художник, модель, объекты и среда.
- Сам процесс работы был таким же экстатичным, как результат?
- Творчество всегда экстатично.
Но я хотел также показать и то, что она обычный человек, не только звезда и модель.
Я хотел, чтобы каждый образ был понятен и узнаваем для обычных зрителей.
- Кому принадлежат костюмы? Это чьи-то авторские работы?
- Автор костюма в серии «Коридор» - Александр МакКуин. Платье Красной королевы создано кутюрье Кристианом Райтом (?, возможно, Клайдом, или что-то в этом духе). Остальные - разных дизайнеров, их подбирал ее постоянный костюмер.
- Кто вам нравится, ктоповлиял на вас из фотографов и кинорежиссеров?
- Я бы не хотел подражать никому из фотографов. Кино очень люблю и смотрел много, нравятся Годар, Хичкок. Любимый художник - Фрэнсис Бэкон. (Это меня приятно убедило в адекватности ассоциации «Красной королевы» с картиной Бэкона. Потом он стал говорить про какую-то фотохудожницу, но я попустил мимо ушей и имя и чем, собственно, она ему мила).
Фотохудожник моды должен знать, что происходить в его мире, в современном искусстве, в поп-культуре, как они срастаются вместе.
- Расскажите о работе с Брэдом Питтом.
- Мы сделали серию для журнала «W». До этого фотографы, работая со знаменитостями, старались их специально одеть и как-то необычно подать. А я снял его запросто, как он снимался тогда в «Бойцовском клубе». Впервые на обложке женского fashion-журнала появился мужчина, а под фотографией не был обозначен автор костюма. Но это стало событием, потому что люди устали от постановочных образов и получили то, что хотели увидеть - самого человека.
- Во время работы вас вдохновляли песни в исполнении Мадонны?
- Когда мы работали, нас сопровождала музыка из фильмов Феллини. Обычно я снимаю совсем без музыки, чтобы не отвлекала.
- Какими фотокамерами вы обычно снимаете?
- Я использую все, что попадет под руку. Это не принципиально.
- И все-таки: в чем суть концепции данной выставки?
- Я мог бы разбирать каждую работу, ее замысел и воплощение.
Первоначальная идея была в том, чтобы увидеть Мадонну как артиста. Создать для нее среду, которая позволит ей экспериментировать самой с собой.
В процессе работы в это вклинились образы Книги Откровения, Апокалипсиса, которые заметно изменили первоначальный замысел. Позже добавился образ «чудовища», в котором ее можно увидеть и в документальном фильме «Я собираюсь рассказать вам секрет» («I'm Going to Tell You a Secret»), и сейчас на концертах.
После пресс-конференции всем журналистам вручили дисочки с пресс-релизами и картинками и маленький подарок от «БиЛайна» - SIM card backup и всех в темпе стали выдворять из галереи. Открытие должно было начаться через два часа, в 21-00. На всех притягательно действовали выносимые во дворик батальоны бутылок «Piper Heidsieck», но на это мероприятие уже пускали только по приглашениям, а из прессы - представителей more equal then others. Эдуард на это категорически разобиделся и сказал, что на сайте ограничится минимальным освещением сего события, что сегодня и сделал, повесив на
factvideo.ru одну синюю мадоннину туфлю.
Из сегодняшних новостей выяснилось, что вечером Мадонна посетила мероприятие самолично. Представляю, какой же там был face-контроль.
Дополнение. 16. 09. 2006
Из статьи Алены Антоновой «Бабло победит зло» // Взгляд: Деловая газета. - М., 2006. - 15.09 (
http://www.vz.ru/columns/2006/9/15/49096.html)
«Когда к галерее подъехал кортеж из пяти автомобилей представительского класса во главе с внедорожником Audi, представители охранного агентства «Карат» изящно «зачистили» территорию от бомонда, предоставив возможность первому автомобилю подъехать прямо ко входу. В машине сидела Мадонна, в черном коротком пальто, в черных брюках и в кроссовках. Рядом с ней - дама-американка. Мадонна вышла из Audi и с высоко поднятой головой проследовала внутрь галереи, оставив за входом десятки изумленных состоятельных россиян. За певицей направились несколько телохранителей американской национальности. Первым делом Мадонна полюбопытствовала, а где же, собственно, Стивен Кляйн. Устроители выставки - агентство Face Fashion - немедленно предоставили певице мастера (Мадонна посещает все его выставки). В зале галереи тем временем остался осматривать экспозицию посол Сингапура Майкл Тей с супругой (их «не зачистили» то ли по недоразумению, то ли просто так). Было занятно наблюдать реакцию посла: «Неужели? Это сама? Сама Мадонна?»
И уже после того как певица забрала с собой виновника торжества, гости с бокалами шампанского и застывшим отражением счастья на лицах проследовали внутрь. Надо отметить, что никого из них певица не удостоила ни взглядом, ни кивком головы. Тем не менее им повезло больше, чем посетителям клуба First: ценители фотографического искусства совершенно бесплатно постояли рядом с певицей».
[Назад] Что такое «видеоинсталляция» я впервые увидел в феврале прошлого года на выставке «Россия - Италия» в ГМИИ Пушкина. Это была «живая фотография» американца Билла Виолы «Приветствие» - своеобразная экранизация картины Якопо Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы». Две дамы стоят и разговаривают, подходит третья. Это снято со скоростью 300 кадров в минуту. При проекции 45-секундная сценка превращается в 10-минутную. Как бы смотришь картину, которая медленно шевелится. Завораживающее зрелище с потрясающим шумовым фоном. Эффект от Мадонны-Urania, должен признать, посильнее, чем от Мадонны-Pandemos.