Фамилию Эжена Франсуа Видока (1775-1857) скорее всего вспомнит либо знаток русской литературы - она упоминается в эпиграммах Пушкина, либо поклонник кино - фильм режиссера Питофа «Видок» (2001) с Депардье в заглавной роли в свое время наделал много шуму удивительными цифровыми эффектами и парадоксальной конструкцией сюжета.
Между тем след, оставленный этим человеком, оказался важен и для истории общества, и для мировой литературы. «Я родился в Аррасе, близ Лилля», - так начинаются «Записки Видока», вероятнее всего не написанные им самим, а надиктованные неизвестному литературному «негру». - «Была мрачная ночь: дождь лил как из ведра, гремел гром, и одна родственница, исполнявшая обязанности акушерки и вместе с тем гадалки, заключила из этого, что судьба моя будет весьма бурной».
Так и оказалось: с 13 лет Видок начал промышлять воровством, в 14 совершил непреднамеренное убийство, а к 25 годам был опытным пиратом, бандитом, беглецом из тюрем, признанным «королем риска» и одним из неформальных королей парижского преступного мира. Но в 1811 году он совершил неожиданный кульбит - понимая, что удача человека вне закона не может длиться вечно, он явился во французскую полицию и предложил свои услуги. Созданное им Главное управление национальной безопасности (Sûreté Nationale) успешно работало 20 лет, опираясь на ранее «наработанные» Видоком знания и связи. Благодаря ему уровень преступности во Франции был снижен на 40%! В 1827 году вышли «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции», переведенные на множество языков, включая русский. В 1833 году Видок окончательно ушел из полиции и основал первое в мире частное бюро расследований, став таким образом одним из первых профессиональных частных детективов.
Факты из книги Видока использовал Эжен Сю в «Парижских тайнах», на что сам сыщик ответил книгой «Настоящие тайны Парижа». Биография Видока вдохновила Бальзака на создание образа Вотрена - героя романов «Отец Горио», «Утраченные иллюзии» и «Блеск и нищета куртизанок», беглого каторжника по прозвищу «Обмани Смерть», меняющего личины и пытающегося управлять одновременно двумя мирами - великосветским и закулисным. В «Отверженных» Виктора Гюго исторический прототип расслоился сразу на двух персонажей-антагонистов - невольного преступника Жана Вальжана и его преследователя инспектора Жавера. В дальнейшем и сама фигура Видока и рассказанные им истории не раз давали материал отцам детективного жанра - Эмилю Габорио, Марселю Леблану, Эдгару По, Артуру Конан Дойлю.
В 2011 году сокращенный вариант «Записок Видока» (первая часть - от рождения до начала работы на полицию) был переиздан в книжной коллекции газеты «Московский комсомолец» «Золотой детектив». В книгу вошел также текст под названием «Страшные преступления», где Видок (или его неизвестный соавтор со слов сыщика) рассказывает о себе в третьем лице уже в период 1840-50-х годов. В 2016 году двухтомные «Записки Видока, начальника Парижской тайной полиции» выпустило издательство «Книговек» в серии «Большая библиотека приключений и фантастики».
Приглашаем читателей нашей библиотеки познакомиться с этим необычным памятником социальной и культурной истории XIX века.
18.02.2019
P. S. В апреле 2019 фильм «Император Парижа» с Венсаном Касселем в роли Эжена Видока открыл 41-й Московский международный кинофестиваль. Режиссер Жан-Франсуа Рише на пресс-конференции сказал, что старался с наивозможной точностью придерживаться реальных фактов биографии своего героя.