«Обливион»

Apr 14, 2013 11:35

Oblivion. США, 2013. Авторы сценария - Джозеф Косински, Карл Гайдусек, Майкл Арндт (по комиксу Джозефа Косински и Арвида Нельсона). Режиссер - Джозеф Косински. Оператор - Клаудио Миранда. Оригинальная музыка Энтони Гонсалеса и «М.8.3». Художники - Дарен Гилфорд, Джозеф Баран. Костюмы Марлен Стюарт. В ролях: Том Круз (Джек Харпер), Андреа Райзборо (Виктория Ольсен), Ольга Куриленко (Юлия Русакова), Мелисса Лео (Салли), Морган Фримен (Бич), Николай Костер-Вальдау (Сайкс) и другие. 126 мин.



1 апреля на премьере фильма «Обливион» в Москве побывали исполнители главных ролей Том Круз и Ольга Куриленко. Они представили картину в кинотеатре «Каро Фильм Октябрь», а перед этим провели пресс-конференцию в гостинице «Риц-Карлтон».

Oblivion - по-английски ‘забвение, утрата воспоминаний, беспамятство’. Не очень понятно, почему в русской версии название осталось без перевода. Возможно, прокатчики вспомнили одноименный фильм Сэма Ирвина (1994) или популярную компьютерную игру The Elder Scrolls IV: Oblivion (2007), тоже ходившие у нас с транслитерированными заголовками. И фильм и игра имели фантастические сюжеты, но с новой картиной они никак не связаны. «Забвение» - вторая работа в кино Джозефа Косински (дебют - «Трон: Наследие», 2010), поставленная по его собственному фантастическому рассказу (2005) и созданному на его основе комиксу (текст Арвида Нельсона, графика Андре Валлина).

Сюжет основан на популярном мотиве потери памяти, многократно обыгранном в детективах («Мистер Аркадин» Орсона Уэллса, романы Жапризо, Микки Спиллейна, Эрика Эмблера и др.) и в фантастике (у Альфреда Бестера, Филипа Дика, Р. Желязны и Ф. Сейберхегена и др.). Амнезия в детективах - следствие несчастного случая, преступления или раздвоения личности, а в фантастике, как правило, результат искусственного стирания памяти у главного персонажа.

О чем же повествует очередное «Забвение»? Война с инопланетянами - близкими соседями с Луны - ожидает нас уже в текущем веке. Закончится она победой, но пирровой - Земля будет уничтожена ядерным оружием и жить на ней станет невозможно. Идет 2077 год. Всё оставшееся население готовится к эвакуации на спутник Сатурна. Над поверхностью планеты осталась Небесная башня - станция для завершения работ по извлечению ценных ресурсов. Их ведет «эффективная команда» из двух человек - диспетчера Вики Ольсен (Андреа Райзборо), не покидающей станцию, и пилота-ремонтника Джека Харпера (Том Круз). У обоих из памяти стерты травматизирующие события прошедшей войны, но время от времени в сознании Джека всплывают какие-то не очень понятные ему картины, связанные с его довоенной жизнью в Нью-Йорке. По видеосвязи работу контролирует Салли (Мелисса Лео), находящаяся на некоем небесном модуле, куда вскоре должны переместиться и Вика с Джеком, чтобы улететь на новое космическое местопребывание землян. На поверхности осталось и какое-то количество инопланетян, называемых «падальщиками»; они вредят рабочим установкам землян, но на них охотятся специальные автоматические летающие аппараты - дроны, запрограммированные на уничтожение всего живого, за исключением Джека, которого опознают по специальной программе идентификации.

Почти рутинные занятия Джека нарушает появление космического корабля «Одиссей», совершившего посадку на Земле. Очевидно, что его пассажиры - земляне, но дроны расстреливают всех на глазах у Джека, ему удается спасти только одну капсулу. В ней - погруженная в искусственный сон молодая женщина; как гласит надпись на капсуле, ее зовут Юлия Русакова (Ольга Куриленко). Джек доставляет ее в Небесную башню и, несмотря на возражения Вики, выводит из состояния сна. С этого начинается главная часть истории, которая потребует, чтобы герой «вспомнил всё». А для этого ему придется отправиться на Землю, в том числе в те места, которые считаются зараженными смертельными дозами радиации, встретиться с «падальщиками» и узнать, кто же они такие на самом деле и вообще - кто есть кто и кем является он сам?

Надо признаться, разгадка всех загадок довольно простецкая. Если сравнивать то же «Вспомнить всё» и «Обливион» в плане закрученности сюжета, то последний фильм гораздо тривиальнее. Некая попытка навести многослойность связана разве что с фигурой самого Джека Харпера, но даже узнав о существовании целой армии своих клонов, он в конце концов успешно самоидентифицируется.

Том Круз очень достоверен в роли «последнего техника на земле». Актер - дипломированный авиатор, фанат пилотирования, отличный водитель мотоцикла и многие трюки выполняет сам (а что не под силу самым крутым каскадерам, дорисовано на компьютере). На его персонаже есть и определенный отголосок роли в «Широко закрытых глазах», где «одномерный обыватель» волей случая отправляется в параллельную реальность и вся его «одномерность» в считанные часы расползается по швам. Но не более чем отголосок, потому что все-таки его герой - цельный американский парень (наверное, поэтому его и клонировать легко и удобно).

Роль Ольги Куриленко, к сожалению, не слишком интересна и, в общем, не выходит за рамки амплуа «девушки Бонда» - ей больше приходится демонстрировать хорошую физическую подготовку. В драматическом плане гораздо объемнее и выигрышнее роль у британской актрисы Андреа Райзборо - идиллический дуэт ее героини с последним мужчиной на планете рушится с вторжением непрошенной русской гостьи: любовь, ревность, зависть и не очень красивое прошлое, которое ей совсем не хотелось бы вспоминать, взрывают «эффективную команду». Запоминается и Салли - Мелисса Лео, по виду доброжелательный, но жесткий менеджер; каждое новое включение экрана видеосвязи с ней усиливает предожидание чего-то совсем не доброго.

Чрезвычайно эффектно появится в кадре Морган Фримен (назвать, в качестве кого, значило бы заспойлерить всё кино). Много нервозности вносит в роли его помощника Николай Костер-Вальдау (ставший популярным после сериала «Игра престолов»).
Но то, из-за чего стоит сходить в кинотеатр на «Обливион» - это явно не сюжет и даже не хорошие актеры, а визуальный образ следующей половины столетия. Умение убедительно выстраивать воображаемый мир видно уже в «Троне» Косинского. На высоте километра над руинами Земли тоже возвышается своего рода трон - прозрачная чаша Небесной башни, функциональное и стерильное жилище будущего, окруженное мягким слоем облачной атмосферы. Гостиная, столовая, спальня, кухня, санузел, бассейн, в котором можно заняться любовью после трудовой вахты на умирающей планете (да еще и на фоне искалеченной Луны), - это помещенные в один кадр два образа нашего вероятного будущего, его рай и ад.

Джек высаживается на Землю в здании Нью-Йоркской библиотеки на пересечении 42-й улицы и Пятой авеню, пережившей апокалипсис. Декорация скрупулезно воспроизводит черты подлинной библиотеки, чтобы американский зритель пережил ощущение узнавания и потрясения. Мы попадаем в обгорелые, но величественные руины человеческой мудрости, и - это мне особенно симпатично! - убеждаемся, что электронная книжка так и не вытеснила ни книги, ни журналы, ни печатные газеты. Герой поднимает «Песни Древнего Рима» Томаса Маколея, прекрасное издание середины XIX века в кожаном переплете, и строки из нее:

Then out spake brave Horatius,
        The Captain of the Gate:
To every man upon this earth
        Death cometh soon or late,
And how can man die better
        Than facing fearful odds,
For the ashes of his fathers,
        And the temples of his gods.

Тогда сказал Гораций,
отважный страж ворот:
К любому из живущих
однажды смерть придет.
И тот из всех достойней,
кто жизнь отдать готов
за прах родимых предков,
за дух своих богов, -

становятся для него героическим окликом из прошлого. Специально для съемок было приобретено несколько экземпляров раритетной книги в Англии, из них выбрали самый красивый, с него сделали точную копию и еще пять ее дубликатов, которым было суждено погибнуть в огне после нападения дронов. Нам дадут заметить «Повесть о двух городах» Диккенса и еще кое-что из классики. В фильме появятся и другие следы разрушенной культуры, материальные и духовные - виниловые пластинки (Pink Floyd, Duran Duran), песни Led Zeppelin ‘Ramble On’ и Procol Harum ‘A Whiter Shade of Pale’, пейзажи Моне и знаменитая картина Эндрю Уайета «Мир Кристины».

Экстерьеры постапокалиптической Земли снимались в Исландии. Мы видим Эмпайр-стейтс-билдинг до и после ядерной войны и земное убежище Джека на берегу озера Джун в Калифорнии. Специально для «Забвения» художники, дизайнеры, инженеры и компьютерщики разработали летательные аппараты, механических убийц-дронов, а также новую наземную технику, в частности мотоцикл для героев Круза и Куриленко (этот мотоцикл Том Круз получил в качестве подарка в день 50-летия, который он встретил на съемочной площадке), костюмы будущего, оружие и массу всяких занимательных мелочей. Техническим консультантом космического шаттла был астронавт Рик Сирфосс, обучавший каскадеров, как двигаться в невесомости и сделавший поправки в репликах персонажей с учетом профессиональной терминологии.

На пресс-конференции Том Круз ответил на вопрос, какие фильмы были ориентирами для Джозефа Косински, его сотрудников и исполнителей ролей при создании визуального мира будущего: «Мне всегда нравились фантастические фильмы. Таким режиссерам, как Джо, этот жанр позволяет воплотить свое уникальное видение. Я не встречался с ним до этого фильма. Когда он позвонил мне и принес свои комиксы, они меня очень впечатлили. В 50-60-е годы жанр вестерна позволял режиссерам создавать свои миры, он давал зрителям опыт эпического кино. Они рассказывали человеческие истории, уводя зрителя в другой мир. Сегодня такой жанр - научная фантастика. Если говорить о Стенли Кубрике, то когда космос снимали в черно-белом цвете, он впервые показал его цветным. Следующий шаг сделал Стивен Спилберг, хотя, возможно, он и не считал своего «Инопланетянина» такой уж научной фантастикой. Потом пришел Ридли Скотт с «Бегущим по лезвию» и другими своими фильмами. Благодаря им мы стали воспринимать этот жанр по-другому, потому что каждый новый фильм показывает нам новый мир. Мы очень много обсуждали с Джо разные истории, разные технические приемы. Когда зрители смотрят этот фильм, они понимают, что Джо - визуальный гений. Он всегда четко знает, чего хочет добиться. Он несколько недель снимал облака, настоящие восходы и заходы, а потом спроецировал их на экраны, которые поставил за Небесной башней. И когда вы видите отражение этих облаков в башне, у вас возникает ощущение, что здесь всё настоящее и сама эта история происходит по-настоящему. Поверьте, такого никто раньше не делал. Когда мы снимались на фоне этих экранов, мы верили, что это даст необыкновенный эффект, это покажет удивительную красоту этого мира. Снимая в Исландии или в Калифорнии, мы стремились передать особую текстуру этого мира, чтобы ее можно было почувствовать, чтобы красота этого мира буквально засасывала зрителя. Вместе с Джо мы от начала и до конца создавали свою собственную реальность».



Ольга Куриленко призналась, что пересматривала «Солярис» Тарковского, где не только изображена другая космическая реальность, но и глубоко разбирается тема памяти. «Кроме указания на амнезию героя в названии нашего фильма есть и политический смысл: стоит ли верить всему, что тебе говорят, или лучше думать своей головой? С появлением Юлии происходит крутой поворот в истории: Джек идет искать правду и смотрит правде в глаза, чего не делает его другая партнерша, которая абсолютно боится правды. Один человек выборочно остается в забвении, а другой пытается из него выйти - я думаю, это очень интересно». (В сценарии героиню звали просто Джулия, у нее не было определенной национальности, а фамилия появилась уже после выбора актрисы).

На вопрос, каким вы видите будущее сами, Том Круз ответил просто: «Я надеюсь, что оно будет хорошим. Я этого очень хочу». Ольга Куриленко добавила: «Этот фильм - про постапокалипсис - показывает, как красива наша Земля. Даже после конца света! И напоминает, что ее нужно беречь, чтобы такого, о чем там рассказано, не случилось».

http://okino.ru/news/details/5454

фантастика, кинокомикс, кино

Previous post Next post
Up