«Уход»

Dec 19, 2011 17:15

Odcházení. Чехия, 2011. Автор сценария (по своей пьесе) и режиссер - Вацлав Гавел. Оператор - Ян Малирж. Художник - Ондрей Неквасил. Композитор - Михал Павличек. В ролях: Йозеф Абрагам (Вилем Ригер), Дагмар Гавлова (Ирена, его жена), Ева Голубова (Моника, подруга Ирены), Татьяна Вильгельмова (Власта, дочь Ригера), Ян Будар (Альбин, ее муж), Власта Храмостова (бабушка), Барбора Сейдлова (Беа Вайссенмютельгоф), Ярослав Душек (Кляйн), Вацлав Гавел (автор) и другие. 94 мин.

18 декабря ушел из жизни Вацлав Гавел - драматург и публицист, диссидент, лидер Бархатной революции, президент трех государств: Чехословацкой Социалистической Республики (29 декабря 1989 - март 1990), Чешской и Словацкой Федеративной Республики (1990-1992) и Чехии (1993-2003). Его имя стало символом демократического преображения Восточной Европы и даже американские политики говорили, что такого президента у них не было за всю историю.

В год своей смерти Гавел дебютировал как кинорежиссер. Международная премьера его фильма с символичным названием «Уход» состоялась в июне, в конкурсной программе XXXIII Московского международного кинофестиваля. Автор был уже тяжело болен и приехать в Москву не смог, фильм представляли его супруга Дагмар Гавлова и молодая актриса Барбора Сейдлова, сыгравшие главные женские роли в фильме.

Гавела многое связывало с кино. Он несколько раз появлялся на экране сам, начиная с эпизодической роли в гротескной комедии Павла Юрачека «Каждый молодой человек» (1966), были экранизированы и поставлены на телевидении многие его пьесы. В 2010 году, на предыдущем Московском кинофестивале, мы увидели замечательный фильм Ирены Павлазковой «Как рай земной», где прототипом одного из главных героев, писателя-диссидента Яна Павла, был Гавел.

«Уход» - экранизация собственной пьесы Гавела, первый вариант которой был написан давно; автор думал, что он пропал при обысках, но потом нашел его; последний вариант создавался в 2006 году, в библиотеке Конгресса США. Пьеса обошла все чешские сценические площадки, ставилась в Европе и Америке. В России в ней собирался играть Олег Табаков, но проект не осуществился.

Главный герой - бывший государственный канцлер Вилем Ригер. После ухода в отставку Ригер живет на вилле, некогда предоставленной ему государством, а теперь распространился слух, что его преемник Кляйн собирается дачу отнять. Пожилому экс-вождю нации с бабушкой, женой, секретарем и прислугой и перебраться некуда, разве что к дочке, что имеет свои затруднительные стороны.

Ригер с потерянным видом бродит по террасе перед виллой, по привычке принимая государственные позы и надувая щеки после всякого важного заявления («Моя политика всегда строилась вокруг человека» и т. п.). Его вилла набита политическим антиквариатом - тут и парадный портрет самого экс-канцелера, и бюст Ганди («подарок пани Индиры»), и еще масса всего, как и речь его пестрит упоминаниями всего политического бомонда ушедшего столетия («Знаете, что мне сказал однажды Тони Блэр? Если не ответить журналистам на их вопрос, они ответят на него сами»).

Хипповатые журналисты (из газеты «Фуй») пробираются на виллу, минуя метафизический пустырь вокруг и неизменную лужу на дороге, которую никому не обойти. Дочь Власта с бессловесным супругом-альбиносом (так и хочется сказать - на поводке) готова приютить любимого папочку, но с маленьким условием - если он полностью перепишет завещание с жены на нее. Для бедной жены еще большая напасть - материализовавшаяся прямо из пруда юная красотка Беа Вайссенмютельгоф, которая хочет писать биографию Ригера. Тот надписывает ей свой том «Концепция демократии Вилема Ригера» и, конечно, вот-вот упадет в объятия подозрительной девицы. Наконец, заявляется и нынешний канцлер Кляйн, которого Ригер считает прохиндеем, но который готов предоставить своему предшественнику возможность доживать на правительственной вилле, если тот сделает публичные заявления, одобряющие курс Кляйна и подтверждающие преемственность демократических традиций в стране.

Понятно, что перед нами откровенно сатирический образ политика, популиста-демагога и по сути приспособленца к любой международной конъюнктуре. Именно то, чем сам Гавел как государственный деятель стремился никогда не быть.

Одновременно «Уход» полон пародийных мотивов, отсылающих к театру (прежде всего это «Вишневый сад» и «Король Лир») и кино («Король в Нью-Йорке» Чаплина, «Смерть в Венеции» и т. д.).

В последних кадрах все персонажи - как бы выходя на поклон к зрителям, - собираются на берегу пруда, из которого неожиданно выныривает сам автор и произносит: «Спасибо, что вы выключили ваши мобильные телефоны. И я надеюсь, что правда и любовь наконец-то должны победить ложь и ненависть». Реплика персонажа, изображавшего автора, «Не забудьте выключить мобильные телефоны» открывала театральную постановку пьесы. «Правда и любовь должны победить ложь и ненависть» - предвыборный слоган Гавела, отсылающий к знаменитым словам Яна Гуса «Правда побеждает» (Pravda vítězí).

Театральность фильма вполне откровенна. Три классицистских единства (действия, времени и места) соблюдены с образцовой строгостью. Практически всё действие происходит в одной мизансцене на террасе перед виллой. В этом есть определенная визуальная монотонность, но само развитие событий динамично и наполнено глубокой, сильной эмоцией. Высказывание автора - политического мыслителя, писателя и режиссера - абсолютно недвусмысленно. Это горький диагноз современной политики как территории хамства, едва прикрытого показухой, шантажа и циничной купли-продажи.

«Я боялась, что название пьесы повлияет на его творческий уход, - рассказала на фестивале Дагмар Гавлова. - Отчасти так и было. Он хотел сам снять этот фильм, и сделал это очень искренне, с чувством юмора, которое отличает Гавела-человека и писателя от Гавела-политика. В политике он должен был отодвигать и юмор и другие свои яркие качества… Сначала в пьесе были аллюзии только на “Короля Лира”, но поскольку я играла в театре Раневскую, в текст вошел и “Вишневый сад”… Недавно Вацлаву звонил Милош Форман, с которыми они знакомы с детства, и сказал, что был восхищен. Он смотрел фильм с группой американских продюсеров, которые очень заинтересовались возможностями его проката».

Так получилось, что день смерти Вацлава Гавела совпал с днями возрождения гражданской активности и солидарности в России. Думаю, не ошибусь, сказав, что вся страна сегодня ждет мирного, «бархатного» ухода со сцены одного политического лидера и его пула. Ради Бога, пусть вилла останется за ним.

Вацлав Гавел, кино, in memoriam, кино и литература

Previous post Next post
Up