21 сентября в кино-лаунже «DOME» в Москве состоялась пресс-конференция организаторов 5-го международного фестиваля арт-кино «2morrow/Завтра», который будет проходить в столице с 18 по 23 октября. В пресс-конференции участвовали продюсер фестиваля Ольга Дыховичная, программный директор Антон Мазуров, куратор кинорынка «Проект на Завтра» Евгений Гиндилис, киновед, директор Музея кино Наум Клейман и классик российского кино, режиссер Андрей Смирнов.
Фестиваль арт-кино «2morrow/3автра» был основан режиссером Иваном Дыховичным в 2007 году. Свою концепцию он формулировал как «кино завтрашнего дня» - то, что сегодня воспринимается как «кино не для всех», а затем становится общим источником идей, образов и приемов. Основную финансовую поддержку обеспечила компания «Audi Russia». После смерти Дыховичного его команда разделилась, благодаря чему москвичи получили целых два фестиваля артхаусного кино, проходящих друг за другом, во многом близких друг другу, но и по-своему конкурирующих: «2morrow/3автра» и «2 в 1». Сравнивая прошлогодние программы, мы бы сказали, что «2morrow/3автра» в большей мере представляет кино тех, «кто ищет», а «2 в 1» - в большей мере кино тех, «кто уже нашел», то есть первый фестиваль авангарднее, экспериментальнее, непредсказуемее, второй несколько академичнее, он ориентирован на более ровные и бесспорные в художественном отношении картины. Прошедшая пресс-конференция говорит, что примерно такой водораздел между фестивалями сохранится и в этом году.
«Нам интересно кино, для которого не нужны большие деньги. Главные фильмы конкурса сделаны практически без денег», - сказал программный директор фестиваля Антон Мазуров. Новаторским является и решение в этом году не собирать жюри. Главным станет приз зрительских симпатий, на который пойдет весь box-office фестиваля; вторым будет приз молодых критиков, которые могут выбирать не только из конкурсных фильмов, но и из любых, в том числе ретроспективных, программ.
Зато экономия на жюри позволила увеличить число фильмов - их будет больше 50.
Традиционная церемония открытия также отменяется, но фильм открытия есть - это последняя лента Паоло Соррентино «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном и Френсис МакДорманд (супруга Джоэла Коэна, игравшая в многих фильмах братьев К., начиная с «Просто крови»). Соррентино и Пенн ожидаются.
Конкурс построен по тематическому принципу и состоит из двух программ: «Исповедь. Свидетельства. Дневники» и «Праздник непослушания». Вокруг них сконцентрированы внеконкурсные программы-«лепестки».
«Исповедь. Свидетельства. Дневники» - это совершенно непохожие фильмы, пропитанные автобиографическими мотивами или сделанные в форме личного признания. Хиты этой программы - «Ариранг» Ким Ки-дука (приезд режиссера ожидается!) и «Это не фильм» Джафара Панахи. Фильм знаменитого корейца говорит о преодолении его внутреннего творческого кризиса, а картина одного из четырех лидеров иранской «новой волны» (наряду с М. Махмальбафом, А. Киорастами и М. Маджиди) - о внешнем, цензурном давлении на режиссера, не имеющего возможности свободно работать. В программе 2,5 русских картины: неигровой триптих «Тяга» дебютанта Ивана Черняева, «Бирмингемский орнамент» Андрея Селиверстова и Юрия Лейдермана с «мощной одесско-еврейской исповедальной нотой» и неигровой фильм Елены Демидовой «Леша» - монолог единственного оставшегося в живых жителя сгоревшей деревни, рассказывающего о домах и людях, которых больше нет.
Программа «Праздник непослушания» - о детях и молодых людях - построена по взрослению героев. В нее войдут два фильма «на все времена» - «Ноль за поведение» Жана Виго (1939) и «400 ударов» Франсуа Трюффо и новые фильмы, среди которых - «Наш день придет» Ромэна Гавраса с Венсаном Касселем и российский hommage «400 ударам» - «Собиратель пуль» Александра Вартанова (юный исполнитель главной роли будет на фестивале, и Антон Мазуров выразил надежду, что его внешность и обаяние привлекут внимание создателей кино).
Внеконкурсные «лепестки» - это полная ретроспектива совершенно неизвестного в России французского независимого режиссера Оссана (F. J. Ossang), который представит свои фильмы и проведет мастер-класс («Вам будет интересно даже посмотреть на форму его ушей, - интригующе сообщил Антон Мазуров, - чтобы решить, с нашей ли планеты это существо»; короткометражный фильм Оссана «Владивосток» был показан в конце пресс-конференции, и подозрения в инопланетном происхождении автора он только усилил); три французских черных фарса: «Сиротка без руки» Жака Ришара, где вновь после «Деликатесов» сойдутся вместе Доминик Пинон и Жан-Клод Дрейфюс, здесь же и сами «Деликатесы» - оба фильма представит Пинон, а третий фильм - «Убей меня, пожалуйста» Олиаса Барко с бельгийцем Бенуа Пулворде (соавтором и героем нашумевшего mockumentary «Человек кусает собаку»); документальные кинобиографии Роджера Кормана («Мир Кормана: Подвиги голливудского повстанца» Алекс Стэплтон) и Кена Кизи («Волшебный глюк»/“Magic Trip” Элисон Иллвуд и Алекса Гибни) и еще много занимательного.
Фильм «Портрет в сумерках» можно назвать работой команды «2morrow/Завтра», поскольку сняла его Ангелина Никонова, директор фестиваля, а продюсером, соавтором сценария и исполнительницей главной роли выступила Ольга Дыховичная. Снятая без постороннего финансирования на фотоаппарат Cannon Marc 2, картина успела не только получить приз за операторскую работу на «Кинотавре», но и побывать на международных фестивалях в Венеции, Торонто и Лондоне.
Авторскую программу киноведа Кирилла Адибекова «Фасцинация: звук», которую фестиваль проводит совместно с Музеем кино, представил Наум Клейман. Программа демонстрирует разные стратегии работы со звуком в политическом кино рубежа 60-70-х - в частности, Жана-Мари Штрауба и Даниэль Юэ («Хроника Анны Магдалены Бах», «Введение в Музыкальное сопровождение одной киносцены Арнольда Шёнберга», «Моисей и Аарон»), для которых синхронная запись звука воплощала правду в противовес студийным манипуляциям со звуком в тоталитарном кино, и Жана-Люка Годара («Германия девять ноль»), тщательно выстраивавшего фонограмму своих фильмов, иногда на разных языках. Наум Клейман вспомнил свой разговор с Годаром, который французский режиссер начал с вопроса:
- Вы знаете, что звуковое кино уже изобретено?
- Я слышал, - ответил советский киновед.
- Вы слышали слух или вы слышали звуковое кино? - уточнил Годар.
Вскоре после этого он подарил Музею кино не только коллекцию своих фильмов, но и установку Dolby Stereo.
В программе «Фасцинация: звук» 60-минутный фильм Годара будет показан дважды - сначала с переводом, чтобы зрители понимали, о чем идет речь, а затем без перевода, чтобы можно услышать ту полифонию, над которой столько трудился автор.
Еще одно знаковое событие фестиваля - ретроспектива, посвященная 70-летию Андрея Смирнова. «Это первая и, вероятно, последняя ретроспектива моих фильмов, в России и не только в России», - сказал Андрей Смирнов. Он признался, что, прожив всю жизнь в качестве маргинала, не потерял желания увидеть зрителя на своем кино. Единственным фильмом, на прокатную судьбу которого можно было не жаловаться, стал «Белорусский вокзал», но даже его «закрывали» четыре раза. Впервые на «2morrow/3автра» будут показаны все фильмы выдающегося режиссера, в том числе три стартовые ученические картины и «Ангел», снятый в 1967 году. Негатив «Ангела» исчез, но единственную копию, уже изуродованную цензурой, сохранила в монтажной монтажер фильма Людмила Грачева. Также на фестивале пройдет открытый мастер-класс Андрея Смирнова.
Евгений Гиндилис рассказал о работе кинорынка «Проект на Завтра», на который приглашены 25 крупнейших европейских дистрибьюторов и фестивальных отборщиков - на закрытом просмотре им будут показаны российские фильмы, находящиеся в стадии завершения. Мы рады, отметил Гиндилис, что два года назад в «Проекте на Завтра» участвовал тогда еще незаконченный фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», который сейчас будет показан уже как участник Монреальского кинофестиваля.
На пресс-конференции присутствовал и программный директор фестиваля «2-в-1» Алексей Медведев. На шутливо-патетический вопрос Антона Мазурова: «Когда же мы будем вместе?» он ответил тоже в шутку: «Мы и так уже настолько приблизились, что проходим почти в одни даты», потом добавил более серьезным тоном: «Я предлагаю забыть, что между нашими фестивалями может быть какая-то вражда. Мы с Антоном осознаем себя частью одного события, которое, может, и не называется “2morrow” или “2-in-1”, но точно называется продвижением качественного кино на российской территории» и пожелал успеха обоим фестивалям.
О кино. - 25.09.2011
http://okino.ru/index.php?page=news.details&id=2464